Совместное исследование журнала «Секрет фирмы» и компании «Амплуа».
Коучи — это советники наоборот. Они консультируют топ-менеджеров, но получают деньги за вопросы, а не за ответы. «Секрет фирмы» и компания «Амплуа» провели исследование и представляют десятку лучших бизнес-коучей России.
Чем же они занимаются? Этого часто не знают даже сами заказчики. «Многие клиенты не понимают сути нашей профессии, — говорит коуч Александр Савкин. — В их представлении нет никакой разницы между коучингом и «дрючингом»».
На самом деле разница есть. Бизнес-коуч — это консультант, помогающий менеджеру в достижении целей (на профессиональном языке подопечного называют «коучи»). Коуч может использовать в работе любые методы воздействия, лишь бы подопечный достигал своей цели сам. Среди работающих на рынке специалистов выделяются так называемые психологи, считающие, что смысл их деятельности — изменить глубинные поведенческие установки подопечного. И есть «технологи», полагающие, что нужно воздействовать на рациональную сторону его натуры. «Существует множество образов профессии: коуч может быть доктором, нянькой, спарринг-партнером, ментором-наставником и даже дорогостоящим «собеседником по вызову»», — считает профессор бизнес-школы ESMT Константин Коротов. «С одной стороны, коуч — это персональный аудитор, проверяющий, насколько эффективно человек идет вперед, — говорит управляющий партнер компании «Амплуа» Юлия Ужакина. — С другой — диггер, побуждающий подопечного искать скрытые резервы для решения своих задач».Востребованность коучинга в кризис не должна удивлять: чем ближе менеджеры к исполнению своих профессиональных и личных целей, тем лучше идут дела у их работодателей. Именно поэтому большую часть доходов — как в России, так и во всем мире — коучи получают от корпоративных заказчиков. Однако, обращаясь за помощью к бизнес-коучу, компания рискует получить кота в мешке: из-за высокой популярности такие услуги начали предоставлять все кому не лень. «Вместо коуча вам может попасться тренер, который унюхал, что на коучинг есть спрос, и переправил себе визитку», — говорит Юлия Ужакина.
Компания «Амплуа» и «Секрет фирмы» решили снять завесу тайны с профессии и выяснить, кто они — лучшие российские бизнес-коучи. Мы ввели строгий ценз для кандидатов: рассматривали только тех, кто получил специальное образование в области коучинга, имеет личного супервайзера (то есть собственного коуча) и практикует на русском языке. Лучших из них мы выбрали на основании двух показателей. Во-первых, посчитали, сколько часов коуч проработал с клиентами за последний год — это говорит о его опыте и востребованности на рынке. Во-вторых, вычислили соотношение положительных и отрицательных клиентских отзывов о коуче — эта цифра, по нашему мнению, свидетельствует о качестве работы консультанта. Таким образом, у лучших практиков российского рынка большой опыт работы сочетается с хорошими клиентскими отзывами.В список не попали известные тренеры, для которых коучинг является непрофильной услугой, а также некоторые распиаренные персоны, например авторы бестселлеров о коучинге: они не смогли предоставить данные о клиентах.
Итак, представляем десять специалистов — звезд российского коучинга (в нашем списке они расположены в произвольном порядке).
Стаж в профессии: 8 лет
Средняя стоимость часа работы:$300—400
«В коучинг идут две категории людей, — говорит профессор ESMT Константин Коротов. — Это либо топ-менеджеры, желающие решить собственные проблемы, либо психологи, которые устали работать с больными людьми».
Директор департамента организационного развития компании Human Factors Ирина Переверзева — коуч-психолог. Она окончила психфак МГУ, защитила диссертацию по психологии и долгое время работала по специальности. На вопрос о том, кто ни при каких условиях не может стать ее клиентом, Ирина лаконично отвечает: «Психически больной человек». Основной задачей бизнес-коуча она считает не просто помощь клиенту в достижении цели, но и формирование необходимого для него поведения. Нужное поведение достигается с помощью множества методик, но Ирина чаще всего использует так называемое ролевое прототипирование, то есть вписывание проблемы подопечного в тот или иной сюжет. «Женщина-руководитель, окруженная мужским коллективом, говорит мне, что чувствует себя Красной Шапочкой, несущей пирожки через страшный лес с волками, — приводит пример Переверзева. — Я спрашиваю, станет ли лес более безопасным, если что-то изменить в сюжете, скажем, пригласить в команду охотника. На следующей сессии мы встречаемся, проговариваем сюжет снова, и волков становится меньше».
Возраст: 50 лет
Стаж в профессии: 11 лет
Средняя стоимость часа работы: $600
У руководителя направления организационного коучинга компании «Тренинг-бутик» Галины Яковенко интересная специализация. Она уделяет особое внимание развитию эмоционального интеллекта у топ-менеджеров.
Как считает Галина, эмоции часто определяют результат действий сотрудника: в одном эмоциональном состоянии он может решить поставленную перед ним задачу, в другом — нет. «Проблема в том, что в современном деловом мире эмоции отвергаются», — говорит бизнес-коуч.Развивать эмоции, как полагает Галина, нужно, меняя убеждения. По ее мнению, эмоциональный мир человека — это сложная структура, связанная с мировоззренческой картиной — комплексом представлений о самом себе и своем месте в мире. «Если происходящее вокруг соответствует ей, человек испытает положительные эмоции, если нет — ощущает эмоциональный дискомфорт», — поясняет коуч.
Недавно к Галине обратился владелец компании, который пожаловался на безынициативность нового топ-менеджера. Начав работать с менеджером, она выяснила, что тот от властного голоса своего жесткого босса впадал в состояние тревоги. Убедив подопечного в том, что критика и агрессия — это разные вещи, Галина смогла сгладить противоречия между управленцами и добиться от топ-менеджера проявления инициативы.
Стаж в профессии: 16 лет
Средняя стоимость часа работы: $300—500
«Энергичный, живой и сексуальный» — так описывает себя глава Института коучинга Александр Савкин. Насчет последнего ничего сказать не можем, но в двух других качествах ему точно отказать нельзя. Савкин в работе — настоящий ураган.
Его профессиональное кредо: «Реально все, о чем ты можешь подумать и что для тебя важно». Именно поэтому он готов браться за решение самых сложных проблем. «Моя главная профессиональная компетенция — бесстрашие, — говорит Александр. — Я не боюсь умереть ради выполнения задачи». Это не пустые слова: в своей работе Савкину регулярно приходится многим рисковать.Как-то раз он заключил пари со своим заказчиком — президентом Mirax Group Сергеем Полонским (у его компании дела тогда шли в гору). Полонский хотел уволить директора по продажам, которая не показывала нужного результата, а Савкин предложил свои услуги в качестве коуча этого менеджера. «Если она после месяца работы с тобой не сумеет заработать $1,5 млн для компании, я расскажу всем, что ты плохой консультант, а ты встанешь на ее место с минимальной зарплатой, — предложил Полонский. — Идет?» «Идет!» — ответил Савкин и приступил к решению задачи.
Оказалось, что для ее выполнения требовался не только индивидуальный, но еще и групповой коучинг. Чтобы директор по продажам смогла достичь нужного результата, необходимо было улучшить ее взаимодействие с подчиненными. «Для достижения синергетического эффекта я работал не только с ней, но и индивидуально с ключевыми продавцами», — говорит Савкин. Усилия бизнес-коуча дали свои плоды: через месяц отдел продаж принес компании $1,7 млн. «Умирать» не пришлось.
Возраст: 48 лет
Стаж в профессии: 4 года
Средняя стоимость часа работы: $500
Внешне управляющий партнер компании Do It Evolution Валери Бремон совсем не похожа на барабан. Но практикующая в России француженка почему-то чувствует внутреннее сходство с этим музыкальным инструментом.
«Чтобы издавать звук, барабан должен быть пустым. Чтобы подопечный добивался результатов, коуч не должен навязывать клиенту себя», — поясняет Бремон. По ее мнению, искусство коучинга заключается в том, чтобы задавать вопросы подопечному. Так можно довести «коучи» до исступления, но Валери непреклонна: если человек не может сам ответить на свой вопрос, консультант ему не поможет. Значит, у человека нет либо цели, либо желания ее достичь.Путь в профессию для Валери тоже начался с вопроса. Будучи вице-президентом по слияниям и поглощениям в крупной французской корпорации, она прошла курс коучинга и обнаружила, что ей нравится заниматься развитием людей, а не покупкой компаний. Она спросила себя: «Чему я хочу посвятить себя — коучингу или M&A?» Выбрав коучинг и получив необходимые сертификаты, Валери задалась другим вопросом: «Как достичь успеха в новой профессии?» Ответ оказался неожиданным: «Надо переехать в Россию!» Наша страна была непаханым полем для коучинга, и Валери имела все шансы закрепиться на нем: в 1980-х она окончила филфак ЛГУ и прекрасно владела русским. Бремон прилетела в Москву и стала предлагать компаниям свои услуги. «Я хотела не только сделать карьеру, но и поднять российский коучинг на новый уровень», — говорит она.
Все сложилось легко — уже в первые месяцы ей удалось найти клиентов. О желании поднять российский коучинг на новую высоту она тоже не забыла. Валери планирует сделать это посредством ролевой игры «во взаимопомощь», в которой сотрудники сами возьмут на себя роль коучей. Раскрывать правила она отказалась, однако большую часть игрового времени участники будут задавать друг другу вопросы.
Стаж в профессии: 8 лет
Средняя стоимость часа работы: $700—1400
«Способность к стратегическому мышлению, постоянство, структурированность, интровертность» — это отнюдь не описание требований к аудитору. Таким видит самого себя Олег Самольянов.
Будучи руководителем направления компании Exect Partners Group, он считает, что эти качества очень важны для его работы: коучу в первую очередь требуются аналитические способности. «Коучинг — это технология решения жизненных задач, нацеленная на достижение подопечным лучшего будущего», — поясняет Самольянов.
Эту задачу Олег решает с помощью разных технологий. Так, для структурирования работы он использует консалтинговые программы Coach2 и CoachCertified. Методы определяют и особенности задач, над которыми трудится Самольянов. Его подопечными становятся топ-менеджеры второго эшелона крупных корпораций. «С ними можно выдавать конкретный результат к определенному сроку, — говорит коуч. — В отличие от сложностей у первых лиц, их трудности чаще связаны с особенностями компании». Недавно Олег помог одному менеджеру адаптироваться на новом месте. Управленец пришел из организации с другой культурой. Одни сотрудники приняли его «на ура», другие — в штыки. Самольянов помог выработать ему нейтральный стиль управления, чтобы ублажить критиков и не потерять доверие сторонников.
Стаж в профессии: 9 лет
Средняя стоимость часа работы: $500
Елена Вобликова — «быстрый» коуч. В среднем ее проект состоит из шести встреч с клиентом (у других — около десяти). Такая скорость — следствие особого взгляда Елены на методы коучинга.
Она считает, что консультант в ходе работы может провоцировать клиента на самостоятельный поиск решения своих проблем. «Коучинг — это взаимодействие двух людей, в ходе которого один человек создает другому условия для развития, — объясняет Вобликова. — Иногда ради этого приходится ставить подопечного в некомфортное положение».
Такая тактика позволяет ускорить процесс. Например, во время одной из сессий клиент начал жаловаться Елене, что подчиненные не выполняют задачи, которые он перед ними ставит, и спросил консультанта: «В чем проблема? Как ваш коучинг может поспособствовать ее решению?» Вобликова ответила холодным молчанием, словно собеседника вообще не существовало. Он снова задал свой вопрос, но ее реакция была прежней. «Кажется, я понимаю, что такое коучинг, — сказал руководитель после пары минут раздумий. — Вы хотите, чтобы я сам сформулировал суть своей проблемы?» В конце концов менеджер пришел к выводу, что причина заключалась в нем самом: он был свято уверен, что подчиненные понимают смысл его заданий, хотя на самом деле это было не так.
Стаж в профессии: 11 лет
Средняя стоимость часа работы: $500
«Коуч — это либо спортивный тренер, который натаскивает клиента на успех, либо автобус, перевозящий человека от одной остановки на дороге жизни к другой, — считает Елена Павличенко. — Моя роль — вторая».
На профессиональном языке то, чем занимается Павличенко, называется «трансформационным коучингом». Для наглядности она предлагает другую метафору: «У гусеницы есть возможность стать бабочкой, а у каждого топ-менеджера есть определенный потенциал к изменению себя». Павличенко трансформирует клиента, перенастраивая в ходе совместных сессий его «ментальную карту» — комплекс представлений о мире и себе.
Поскольку потенциал «коучи» к изменениям ограничен, Елена чрезвычайно разборчива в выборе клиентов. Она не подписывает контракт, не пообщавшись с подопечным лично. «Не проникшись к человеку эмпатией, я не смогу разбудить в себе желание ему помочь», — объясняет Павличенко. Вызвать в ней это желание можно, выполнив три условия. Клиент сам должен хотеть измениться. Его «локус контроля» должен быть направлен во внутренний мир (то есть источник своих проблем подопечный должен искать в себе). «Наконец, я предпочитаю работать с личностями, находящимися на высокой стадии развития, — говорит Елена Павличенко. — Мне интересно, чтобы гусеница уже была в коконе».
Стаж в профессии: 11 лет
Средняя стоимость часа работы: $150—350
Конек Анны Ферреро — работа с кадровым резервом. «Испытываю огромное удовольствие, когда подопечного повышают по службе», — говорит она. Развивает резервистов Анна необычными методами.
Так, она признается, что верит в силу интуиции. «Я всегда стараюсь установить невербальный контакт с «коучи», прочувствовать, на что он способен, а на что — нет», — утверждает она. За этим почти мистическим подходом стоит прагматическое соображение. «Входя в интуитивную связь с подопечным, я временно забываю все, что знаю о нем, — объясняет Анна. — Тем самым избавляюсь от власти первого впечатления, что помогает оценить потенциал человека более объективно и глубже вникнуть в ситуацию».
Метод дает неплохие результаты. Не так давно ей удалось решить проблему HR-менеджера, которая яростно сопротивлялась своему назначению на должность HR-директора. «Настроившись» на свою подопечную, Анна почувствовала, что женщине мешает ее страх. «Чего вы боитесь?» — спросила она коучи. Оказалось, что менеджер опасается оказаться хуже своего предшественника. «Она думала, что новый HR-директор должен во всем копировать старого, — говорит Ферреро. — Мне удалось убедить ее, что у каждого менеджера свои сильные качества. Сейчас она успешно работает».
Стаж в профессии: 6 лет
Средний чек: $300—500
Управляющий партнер компании 3 Way Coaching Алла Кузнецова — представитель социальной группы, которую принято называть «глобальными русскими». Она смогла достичь успеха как в Америке, так и в России.
Главное влияние на карьеру Кузнецовой всегда оказывало образование, которое она получала. В 1990 году бывший преподаватель английского языка уехала в США. Получив в Колумбийском университете степень в области менеджмента, в 1997-м она возглавила Центр генома человека при этом же университете. Не имея бэкграунда в биологии, она создала команду из более 60 высококлассных ученых. В 2003 году Кузнецова ушла из центра. Пройдя практический курс коучинга в Колумбийском университете, Алла решила поменять профессию. Для этого пришлось вернуться в Россию. «Коучинг — это межличностное взаимодействие между консультантом и «коучи», — говорит Кузнецова. — Человеку иной культуры заслужить доверие американского подопечного очень трудно, а работать с русскими эмигрантами мне было неинтересно: рынок маловат».
Покорение российского рынка Алла начала в 2004 году, и оно далось ей легко. Но зато сейчас ее считают одним из лучших специалистов по карьерному развитию. Недавно она взялась за новое направление, оказавшееся востребованным менеджерами-экспатами, — кросскультурный коучинг.
Возраст: 35 лет
Стаж в профессии: 10 лет
Средняя стоимость часа работы: $100—300
К управляющему партнеру компании Action Space Training Group Ирине Поповой клиенты приходят с двумя вопросами: «Зачем я живу?» и «Что мне делать?». Это логично: Ирина специализируется на целеполагании.
Для нее самой дорога в профессию началась с кризиса в постановке целей. Попова владела небольшой компанией, предоставлявшей полиграфические услуги. Бизнес вышел на пик развития и начал приносить прибыль без деятельного вмешательства владелицы. Чтобы понять, чем заняться дальше, Ирине нужно было ответить на вопрос, какова ее цель в жизни.Ответ, который она нашла, кажется наивным: «Я хочу сделать этот мир немного лучше». Но он не только подтолкнул ее к тому, чтобы заняться коучингом, но и повлиял на выбор методов. Запутавшимся в выборе цели подопечным Ирина задает три вопроса: «Каков мир сегодня и что будет с миром в ближайшем будущем? Что важно для мира сейчас и что будет важно спустя некоторое время? Чем вам нравится заниматься?» Тем самым она пытается убить сразу двух зайцев: найти востребованную окружающим миром деятельность, которая одновременно нравилась бы и клиенту. Выгоду получают и клиент, и мир.
Источник: Секрет фирмы