Два дня собеседований в Нью-Йорке дали мне больше кандидатов на руководящие IT-должности, чем годы поиска в России.

Импорт знаний против утечки мозгов

Два дня собеседований в Нью-Йорке дали мне больше кандидатов на руководящие IT-должности, чем годы поиска в России.

Еще немного и слово «модернизация» превзойдет по числу повторений слова «перестройка» и «ускорение» конца восьмидесятых, постепенно превращаясь в малосодержательную мантру. Ведь, по сути, она так и не вышла за рамки спущенного сверху «маниловского» замысла, не стала проектом,  объединяющим  страну.

Моя компания – один из лидеров российского рынка электронной коммерции. Быстрый рост требует не только внедрения новых IT-решений, но и набора новых кадров. И я на своем опыте убедился и вынужден признать, что стагнация отечественного кадрового рынка делает настоящую, «прорывную» модернизацию невозможной. Речь идет об уровне знаний и компетенций, психологии и, в принципе, о желании работать.

Особенно это очевидно, если посмотреть на состояние американского или европейского рынка IT-кадров: два дня собеседований в Нью Йорке дали мне больше кандидатов на руководящие IT-должности, чем годы поиска в России. Я предполагал, что разница велика, но не мог себе представить, что разрыв настолько огромен.

Уровень образования и профессиональной подготовки в большинстве требующихся нам специальностей находится в России на критически низком уровне. Это касается и IT , и логистики, и маркетологов, и менеджеров в широком смысле слова. Толпы никчемных выпускников вузов с безмерной самооценкой и нулевыми знаниями смотрятся посредственно на фоне своих иностранных сверстников. В школе на уроках компьютерной грамотности детей учат Visual Basic вместо гораздо более полезных навыков в базовых Excel, Word, поиска в интернете и слепой печати. В высшей школе этот разрыв между оторванным от действительности знанием и практическими навыками доходит до критического уровня. 

Откровением прошедшего года для меня стало осознание того, что, возможно, в силу культурологических особенностей, мы – россияне – не умеем работать как команда. Teamwork в том виде, в котором его понимают в развитых экономиках, существует в России только как термин. Но мало кто понимает, что это такое и как этим пользоваться. Руководители и сотрудники компаний порой не видят иного способа организации работы, кроме как  «по вертикали».  

Другим национальным феноменом является неспособность работать с аутсорсингом, и, в особенности, практически полное игнорирование иностранных аутсорсеров. К примеру, крупные иностранные провайдеры хостинга предлагают несравненно более высокое качество обслуживания при более низкой цене. Все лидирующие cloud (облачные) решения – также «за бугром».  Их клиенты – компании со всего мира, кроме России… Пустая болтовня о поддержке «отечественного производителя» как раз ухудшает конкурентоспособность этого самого «отечественного производителя» – например, нашей компании, вынужденной покупать продукт или услугу у местного недобросовестного провайдера. 

Очевидное доказательство этого – отсутствие практики подписания SLA, соглашения об уровне услуг, содержащего описание услуги, права и обязанности сторон и, самое главное, согласованный уровень качества предоставления услуги. 

В мире, в котором уже давно нет границ для знаний и технологий, мы в России до сих пор не научились эффективно сотрудничать с зарубежными партнерами. И проблема не только в плохом знании языка, владении техническими средствами коммуникаций, а в глубоко укорененном в менталитете делении на «свой-чужой», неспособности выйти из этой убогой «совковой» системы координат и стать частью единого мирового экономического пространства. 

Я прихожу к выводу, что успех модернизации состоит в широком привлечении в отечественные компании иностранных квалифицированных сотрудников, адаптации отечественных специалистов к профессиональным и психологическим реалиям транснационального рынка труда. Ведь во главе крупных международных компаний часто стоят русские, индийские, китайские и прочие менеджеры. Так что нам мешает использовать лучшие кадры со всего мира? Предрассудки, болезненная гордость, «комплекс  побежденного»?
Автор: Денис Белов, Председатель совета директоров Machiavelli Luxury Boutiques (MLG), генеральный директор интернет-магазина Boutique.ru.
22.03.11Источник - http://slon.ru/
Оцените статью: 
Голосов пока нет