Не сегодня и не вчера классик теории менеджмента Питер Друкер ввел одно из фундаментальных понятий в теорию управления бизнесом: различие между результативностью (effectiveness) и эффективностью (efficiency). Первое понятие обозначает: «делать правильные вещи», а второе: «делать вещи правильно». В современной России, похоже, не любят читать классику, хотя с незапамятных времен здесь существовал аналог этого закона современных топ-менеджеров: «не ставь телегу впереди лошади».

Настало время слово «менеджер» писать с большой буквы

Не сегодня и не вчера классик теории менеджмента Питер Друкер ввел одно из фундаментальных понятий в теорию управления бизнесом: различие между результативностью (effectiveness) и эффективностью (efficiency). Первое понятие обозначает: «делать правильные вещи», а второе: «делать вещи правильно». В современной России, похоже, не любят читать классику, хотя с незапамятных времен здесь существовал аналог этого закона современных топ-менеджеров: «не ставь телегу впереди лошади».

Автор: Вадим Ференец, аналитик вертикальных рынков и макроэкономических показателей

С практической точки зрения вышеперечисленные вещи реализуются при помощи до банальности простого правила: сначала выберите стратегию, определите цели, а затем достигайте их. В больших корпорациях этим занимаются разные люди – первые лица, менеджмент среднего звена и производственный персонал, соответственно. Каждый из этих звеньев, возможно, одинаково важен. Но никогда не надо забывать, что первично, а что вторично. Производственники могут с одинаковым усердием создавать «Жигули» и «Мерседесы», т.е. «делать вещи правильно». Но вот кто из руководителей этих условных компаний «делает правильные вещи»? Чья компания будет тонуть, а чья добиваться очередных рекордов капитализации? А всё это зависит от очень небольшого круга лиц – Менеджеров с большой буквы.

К сожалению, российский бизнес, после развала СССР специализировавшийся почти исключительно на «торгово – посреднической» деятельности, в большинстве своем так и не смог избавиться от кавычек вокруг слова «менеджер» и превратить первую букву из малой в большую. И только – только этот процесс пошёл.

К чему всё это довольно длинное вступление? Только для того, чтобы на пальцах объяснить почему своё 25-летие корпорация Cisco встретила в клубе крупнейших компаний мира по уровню капитализации и растущими объемами продаж. А к примеру, «АвтоВаз»…

10 февраля 2010 Cisco провела для журналистов встречу с показательным девизом: «Серебряный юбилей Cisco: история новаторских перестроек», где Павел Бетсис, генеральный директор «Сиско Системс», и Александр Палладин, руководитель пресс-службы этой компании, подробно рассказали об истории корпорации и планах на будущее. Мы довольно много писало об основных этапах этого пути, терниях и успехах, о персоналиях и т.д. Но на этот раз было нечто новое.

Кроме познавательной цели, на наш взгляд, организаторы этого мероприятия пытались донести до ИТ-сообщества, как корпоративного, так государственного, мысль – любая современная компания или государственная организация уже достигли того этапа, когда информационные и коммуникационные системы становятся критически важными компонентами обеспечения протекания существующих и создания новых бизнес – процессов.

А это, в свою очередь, означает, что ИТ-директора и CIO перестали быть «технарями» в чистом виде и перешли в разряд менеджеров среднего и высшего звена, а значит, обязаны учитывать риски, связанные с поставщиками оборудования, ПО и ИТ-сервисов. Многие из них уже на своем горьком опыте убедились – сколько нервов и сил стоили известия последних двух лет кризиса о преждевременной кончине того или иного ИТ–вендора с громким именем и «менеджерами» во главе.

Мы не станем делать выводов, а просто приведем две цитаты. Гэрри Кокинз, признанный эксперт систем управления стоимостью и повышения результативности компании SAS: «Современным организациям необходимо отвыкнуть от традиционных способов ведения бизнеса. Теперь управлять предприятием следует, ориентируя себя, своих клиентов и поставщиков в одном стратегическом направлении. Роль лидера заключается в том, чтобы определить это направление и увлечь людей за собой. Когда стратегия выбрана или скорректирована, руководителям верхнего звена необходимо довести ее до сведения не только до своей организации, но и до деловых партнеров».

И вторая цитата. Джон Чемберс, президент и главный исполнительный директор Cisco Systems: «Коммуникации и совместная работа – не просто основа нашего бизнеса, но и основа жизненных ценностей нашей компании».

Параллели налицо. Очевидно, что ход Cisco - это не дифирамбы своему руководству, а попытка показать и доказать своим деловым партнерам, что сотрудничество с ней – не источник рисков, а средство их минимизации. А главное средство убеждения – демонстрация чётких целей, средств для их достижений и, самое главное, наличие Менеджмента, как одного из главных конкурентных преимуществ Cisco.

С менеджерами нужно говорить на языке менеджмента, с государственными чиновниками – на языке социальной ответственности. И по нашему мнению, эта попытка Cisco весьма удачная и своевременная потому, что кризис всё расставил по своим местам, и слова Павла Бетсиса теперь есть, кому услышать.

Источник CIO-world.ru

Оцените статью: 
Голосов пока нет