Работает с Coca-Cola HBC Eurasia, Wrigley, Nestle, ГК «РУЯН», концерном «Эмпилс», Русской Содовой Компанией, холдингом «МАК-ДАК». 

Рекомендует относиться к бизнесу практично, не пытаясь спасать то, что уже идет на дно. А если тянуть лямку и жалеть вложенных в дело времени и сил, то в кризис непременно раззоритесь.

Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

Не утираю проигравшим сопли

Работает с Coca-Cola HBC Eurasia, Wrigley, Nestle, ГК «РУЯН», концерном «Эмпилс», Русской Содовой Компанией, холдингом «МАК-ДАК». 

Рекомендует относиться к бизнесу практично, не пытаясь спасать то, что уже идет на дно. А если тянуть лямку и жалеть вложенных в дело времени и сил, то в кризис непременно раззоритесь.

Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

Я сидел за одним столом с человеком, который очень много потерял. Мы тогда говорили с ним о том, где баланс между эффективным управлением и доверием к сотрудникам. Он рассказал, что его подчиненный увел из компании девять миллионов рублей. Рассказал справочно – просто пришлось к слову. Не жаловался, не сетовал. В моем кругу это вообще не принято. Потери, которые ты несешь, ошибаясь, – табу среди моих друзей. Мы можем сказать, мол, такая ситуация, я попал, думаю делать то и то. Все, проехали. Каждый грызет свою морковку и понимает, что эта морковка только его и обвинять ему, кроме себя, больше некого.

Случайных вещей нет. Ни одной. Даже если тебя кирпич в темечко тюкнул – думай, где ты ходишь. Человек открыл дело, он взял на себя ответственность за него, он его развивает и точно знает, что рискует, войдя в мир бизнеса и действуя в нем. Например, он видит, что октябрь на 30 процентов хуже сентября, а ноябрь – на 50, а в декабре разрыв еще больше и уже нечем платить зарплату. Что ему можно сказать? «Ничего, ты такой же красивый, глаз от тебя не оторвать». Или: «Ты все равно молодец – потерял только миллиард. А Петька вообще разорился».

Разговоры о том, что жизнь не кончилась, – это вытирание соплей. По-честному нужно спросить: «А чего ты поперся туда, где с тобой могла произойти такая история?» Если обанкротили, отозвали лицензию, значит, ты чего-то не учел, упустил, поздно начал действовать. Чтобы была виновата судьба-злодейка или хроническое невезение – таких ситуаций я не припомню. Если ты покупаешь на десять миллионов, а продаешь на тридцать – очевидно же, что это не навсегда и скоро кончится.

Был такой остроумный эксперимент, участникам которого предлагалось сто раз сделать прогноз выпадения сторазрядного числа на датчике случайных чисел. Те, кто даже в открытые двери войти не может, ссылались на теорию вероятности и особенно не напрягались. Успешные же оказались продуктивнее на 43 процента, потому что видели гораздо больше вариантов расположения цифр. За этим результатом точно что-то стоит. А именно мозги, креативность и воля. Взять нашего давнего партнера – группу компаний «РУЯН», которая развивает бренд «Экспедиция». Только «Экспедиция» перешагнула барьер, включив в интерьер полярный вертолет и в качестве люксового предложения подавая гостям гречневую кашу с тушенкой.

Я думаю, есть еще одно, что отличает эффективных предпринимателей. Они признают внешнюю причинность изменений. А чтобы поймать причины, нужно во внешнюю среду ходить. Например, есть у тебя склад в Нижнем Тагиле, ты туда периодически ездишь. А не так, что сидишь и мнишь себя владельцем склада, а там еще два месяца назад все украли.

Тимур Горяев сказал: «Результат не врет». Есть у тебя бизнес – должно быть и рыночное обоснование стратегии, которая приведет к результату. Больше ничего не имеет значения: ни то, что ты создал предприятие с нуля, ни то, сколько ночей ты в нем провел и сколько сил в него вложил, – все это неважно. Нулевые счета, отсутствие товара, нечем платить зарплату – бизнес надо закрывать. Но зачастую бизнесмены начинают дергаться туда-сюда, думать, как почувствовать то, что я должен почувствовать, закрыть компанию или еще побороться. Метался, расшиб голову о стену и устал. Да просто ситуация изменилась, и упорство твое и героизм не нужны.

Люди ценят то, что тяжело дается. Я вложился в бизнес – я его ценю, и мне трудно признать, что он уже умер. Положить на что-то жизнь – очень легко, но это ничего не стоит. Перестали люди носить валенки – нужно уходить в другое направление. Внешняя среда всегда подскажет, где деньги. В 2006 году был бешеный всплеск рынка рингтонов – возник «миллион» компаний. Понятно же, что сейчас рингтоны в тренде и все сходят по ним с ума, но завтра люди остынут, и ты сядешь. Многие рванули на этот рынок, но часть точно понимала, что год мы там посидим и спрыгнем. А были те, кто рассчитывал, что популярность рингтонов – на веки вечные.

Спрос умер – можно закрываться. Мало в бизнесе ситуаций, которые невозможно спрогнозировать. Если ты строишь гостиницу в центре города, тут есть за что побороться. А если у тебя компания, торгующая рингтонами, и уже третий месяц никто не обращается – закрой ее.

Государство виновато, детство тяжелое, подоконники скользкие – это отговорки. Все знали, что в 2007 году начнется рецессия в США. Все знали, что Китай, готовясь к Олимпиаде и сокращая экспорт металла, рано или поздно снова вышвырнет его обратно на мировой рынок и обвалит его. Вместо того чтобы гнать объемы, руководителю стоило задуматься.

Проблема в высокомерном отношении к информации. Люди считают, что они все знают, все понимают, и, даже получая сверхзначимую информацию для своих компаний, не используют ее. Хотя порой информация может вдвое увеличить эффективность предприятия. Первой волной кризиса в России сбило самых неэффективных, вторая волна добьет высокомерных. И государство здесь ни при чем. На месте государства я бы сейчас вообще не трогал налоги, а наконец-то начал хранить правила игры: любые изменения – только отмены, новых барьеров и порядков не вводить. Скорее бы снизил в три раза тарифы естественных монополистов, а их штатное расписание сократил бы раз в восемьдесят. А налоги оставил бы прежними, чтобы публично не признавать то, что наши предприниматели настолько ленивы, что не способны наращивать эффективность.

№ 3 (34) от 16 апреля 2009: Журнал «Бизнес и жизнь»

 

Оцените статью: 
Голосов пока нет