Новый приказ «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», проект которого Минздравсоцразвития опубликовало в четверг, должен вступить в силу с 1 июня 2011 года.

Особенности национальных условий труда.

Новый приказ «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», проект которого Минздравсоцразвития опубликовало в четверг, должен вступить в силу с 1 июня 2011 года.

«Новый порядок устанавливает четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест,— сообщил замдиректора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Валерий Корж.— В первую очередь от предлагаемого порядка выиграет работник. Именно на основе результатов аттестации разрабатываются и реализуются мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также определяются выплаты и другие виды компенсаций для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и другими особыми условиями труда».

Среди полезных нововведений документа можно назвать уточнение, запрещающее привлекать в качестве независимого оценщика аффилированные с работодателем структуры. Отныне проводить аттестацию могут лишь аккредитованные Минздравсоцразвития организации. «Мы полагаем, что порядок позволит установить роль аттестующих организаций как независимого компетентного оценщика»,— считает Корж. Помимо этого официально прописано включение в комиссию члена профсоюзной организации. Впрочем, по словам профсоюзников, добросовестные работодатели и ранее допускали их участие в аттестации.

Особенности национального труда

Согласно проекту приказа «оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах». Отметим, что первую тройку в отчетном бланке факторов производственной среды и трудового процесса занимают химический, биологический факторы и АПДФ (аэрозоли и пыль). Зато напряженность труда стоит в самом низу списка, ровно над общей оценкой условий.

Все работы хороши

Свое несогласие с проектом приказа уже направили в Министерство профсоюзы авиадиспетчеров и летного состава. «В проекте приказа не отражены особенности отраслевых производств, помимо химического и тяжелого производства»,— возмущается председатель профсоюза авиадиспетчеров, президент Федерации профсоюзов России Сергей Ковалев. Получается, что следить за условиями труда имеет смысл лишь для работников труда физического. Умственное и нервное перенапряжение заслуживает малого внимания. Ковалев объясняет подобный перекос знанием предмета: в Минздравсоцразвития документ готовили медики, гораздо чаще сталкивающиеся с травмами химических отраслей. Остальные же, авиадиспетчеры, да и любые работники офисов оказались в меньшинстве. «Вопросам тяжести нагрузок посвящено три-четыре страницы, что же касается умственного труда,— этому посвящено две строки, и то не по делу»,— отметил Ковалев.

Офисный планктон тоже хочет жить

«Культура офисного выживания у нас пока еще только формируется»,— рассуждает председатель центрального комитета профсоюза работников СМИ «Труд и творчество» Олег Пташкин. Далеко не всегда рабочее место отвечает элементарным нормам безопасности и здравоохранения, не говоря уже о комфорте. Это зависит от работодателя, объясняет профсоюзный работник. Логично, что в комфортных условиях работоспособность сотрудников повышается, но на этом работодатель часто экономит. В качестве примера он приводит расстояние между рабочими местами: «Когда человек работает в спокойной, индивидуальной обстановке, КПД будет гораздо выше, чем у тех, кто работает в тесном «аквариуме». Шумовое поле большого общего помещения не дает работнику сосредоточиться и, как следствие, это вызывает нарекания работодателя.

Важен и вопрос нагрузки, которые тоже относится к условиям труда. Многие менеджеры, агенты по продажам, журналисты работают значительно больше, чем 8–9 часов. «Журналисты работают по 10-12-14 часов, и это считается нормальным»,— говорит председатель профсоюза СМИ. Он рассказал о недавнем инциденте, когда из-за перенапряжения у работника просто начался эпилептический припадок.

Я пережил лето-2010

Плановые проверки условий работы должны проводиться не реже раза в пять лет. Внеплановые необходимы лишь при запуске новых рабочих мест и при изменении производственного процесса. Остается непонятным, как именно будут учитываться какие-то сезонные или неочевидные факторы, неожиданное и резкое изменение условий труда. «Если, например, случается погодный катаклизм— как было этим летом, опять все решения этого вопроса остаются на усмотрение работодателя,— говорит начальник управления клиентских отношений и маркетинга ИФК «Солид» Александр Орехов.— Хотя на мой взгляд его обязанности в таких ситуациях следовало бы закрепить официально, а не на уровне рекомендаций, как это существует сейчас».

Действительно, работа в условиях вроде аномальной жары или изнуряющего смога подорвала здоровье множества россиян летом 2010 года. «Ключевой момент— это отношение к людям, если работодатель исходит из того, что человек— это наивысшая ценность,— все будет нормально»,— успокаивает Олег Пташкин.

Если бы этот вопрос был регламентирован, работникам было бы легче, соглашается Сергей Ковалев. В принципе можно было бы определить максимальные и минимальные температуры, уровень загрязнения воздуха, при которых следовало бы менять график работы и т.д. «Причем,— подчеркивает президент Федерации профсоюзов России,— даже нет необходимости включать в приказ. Это возможно просто через письмо главного врача Геннадия Онищенко».

Источник - ГАЗЕТА

Оцените статью: 
Голосов пока нет