После трех лет работы в компании CTI руководитель проекта Платон Бегун решил попробовать свои силы в новом качестве в другой компании и уволился, продолжая поддерживать отношения с коллегами. Спустя два года ему предложили вернуться на новую должность, и он согласился. «Костяк коллектива остался прежним, поэтому можно сказать, что я вернулся в привычную комфортную среду, о чем совсем не жалею. Но несмотря на то, что мы друг друга хорошо знали, испытательный срок я все равно проходил», — говорит Бегун.
В CTI считают нормальной практикой приглашать на работу бывших сотрудников, если они были эффективны, но уволились, потому что компания на тот момент не могла предложить достойный карьерный рост.
«Если мы понимаем, что бывший сотрудник может справиться с новыми задачами и ему будет это интересно, то готовы предложить вернуться. Плюсы здесь очевидны: минимальное время для адаптации, максимально достоверный прогноз его будущей успешности», — уверена Мария Иванова, начальник отдела по работе с персоналом компании CTI.
Судя по результатам исследования, проведенного рекрутинговой компанией MarksMan, позицию Ивановой разделяют большинство работодателей. 82% HR-менеджеров из 800 российских и международных компаний рассматривают на открытые вакансии бывших сотрудников. Из них 42% готовы рассмотреть экс-коллег в любом случае, 35% — если расстались на хорошей ноте, 23% — только если человек идеально подходит под открытую позицию.
«Кадровый рынок вернулся ко всем докризисным проблемам. Хорошие специалисты в дефиците, поэтому компании готовы задействовать и этот актив — бывших сотрудников, которые достигли определенных кадровых высот. Именно поэтому особенно комфортным возврат становится для топ-менеджеров», — говорит Михаил Торчинский, управляющий партнер MarksMan.
Несколько примеров удачного возвращения бывших сотрудников есть и в УК «Альфа-капитал». «У меня прагматичный подход к этому вопросу. Я не мучаюсь причинами, по которым человек от нас уходил. Для меня важно понимать, сможет ли он дальше себя реализовать в нашей компании», — говорит Юрий Григорьян, директор по персоналу УК «Альфа-капитал».
Знакомый кандидат для Григорьяна — плюс: не надо искать рекомендаций с рынка. Известно, как он работал и какой уровень отдачи от него можно ожидать. Однако рассматривать его будут наравне с другими кандидатами.
Из 50 сотрудников «Шреи лизинга» трое уходили из компании, но вернулись. «Уход из компании — это не клеймо на всю жизнь, а часть естественного процесса. И мы не исключаем возможности найма бывших сотрудников; естественно, кроме случаев, когда увольнение было связано с деловой нечистоплотностью коллеги или похожими “безвозвратными” причинами», — признает генеральный директор Ростислав Футало.
Однако в этом случае Футало будет особенно пристален к мотивам, побудившим человека вернуться.
«В одной из компаний, которую мы консультируем, даже принято собирать комитет, если стоит вопрос, нанимать ли снова бывшего сотрудника. Прежде всего там обсуждаются причины увольнения. Мини-расследование проведут, даже если произошло это много лет назад, — рассказывает Торчинский. — Так что увольняться всегда стоит цивилизованно».
И все же 8% опрошенных работодателей возвращенцев нанимать не готовы. 6% из них считают, что уход из компании подрывает лояльность к ней, 24% не позволяет подобного шага политика компании.
Торчинский говорит, что наиболее лояльны к повторному найму международные компании. В них увольнение не воспринимают как личную обиду.
«Я предпочитаю не принимать на работу бывших сотрудников: как правило, следующие всегда лучше предыдущих, — категорична Наталья Яковлева, президент КГ “Авис”. — Если сотрудник уволился, чаще всего он не может объективно оценить причины увольнения и подсознательно настроен негативно, считая себя заведомо правым в любой ситуации».
«На мой взгляд, повторный прием на работу сотрудника — это хороший инструмент для укрепления сплоченности коллектива и репутации компании на рынке труда, — считает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра “Юнити”. — Ведь логика проста: если в компанию возвращаются (и это не единичный случай), то работодатель достойный и интересный».
Анисцына говорит, что в ее практике был случай, когда сотрудник возвращался в компанию дважды.
Причин для отказа со стороны работодателя в повторном приеме, по мнению Анисцыной, немало: кто-то принципиально не берет на работу бывших сотрудников, кто-то обижен самим фактом увольнения или считает уход сотрудника некрасивым — тот нарушил договоренности, не передал дела или же впоследствии мог переманивать у бывшей компании клиентов.
Однако минусов в приеме на работу бывших сотрудников эксперт не видит. «Большинство сотрудников рано или поздно уходят из компании, опасения по поводу двойной игры на конкурентов — часто паранойя», — резюмирует Анисцына. «Возвращенцы в итоге становятся наиболее лояльными сотрудниками. У них нет иллюзий, что на другом месте им будет лучше», — считает Торчинский.
Источник: Ведомости