Сразу несколько крупных российских работодателей решили пересадить сотрудников на велосипеды. Их цель — повышение производительности труда. Но оценивать экономический эффект от такого новшества в России пока никто не берется.

Автор: Елена Горелова

Зачем работодатели пересаживают сотрудников на велосипеды

Сразу несколько крупных российских работодателей решили пересадить сотрудников на велосипеды. Их цель — повышение производительности труда. Но оценивать экономический эффект от такого новшества в России пока никто не берется.

Автор: Елена Горелова

В 2009 г. Алексею Каспражку, в то время руководителю департамента образования Тверской области, подарили велосипед. Чиновник сразу же начал ездить на нем на работу. Однако такой способ передвижения не вошел у него в привычку: через неделю он отказался от велопоездок. Как и во многих российских городах, в Твери нет инфраструктуры для велосипедистов, дорожек, пандусов и парковок, объясняет он. «Мне было проще: я начальник и мог оставить велосипед где угодно — а как быть обычному велосипедисту [которого гоняют вахтеры и охранники]?» — говорит бывший чиновник, который в ближайшее время займет должность проректора ВШЭ.

Сотрудник на колесах

Рядовому сотруднику гораздо сложнее совмещать работу и велосипед. Если, конечно, его работодатель не придумает, как это сделать. В июле 2011 г. завод «Тольяттикаучук», входящий в холдинг «Сибур», закупил для своих работников 200 велосипедов на сумму 890 000 руб. «Территория предприятия большая — около 480 га. Максимальное расстояние между цехами — 6,5 км, и, если идти спокойным шагом, это может занимать до двух часов, особенно если в руках сотрудника ящик с инструментами», — рассказал Рашид Нуреев, пресс-секретарь «Сибура». Раньше сотрудники из цеха в цех либо ходили пешком, либо ездили на корпоративных маршрутках.

Летом 2011 г. «Почта России» закупила 16 000 велосипедов для почтальонов. Велосипеды уже начали поступать в распоряжение работников, обслуживающих участки протяженностью более 10 км, говорится в пресс-релизе компании. Как полагают в компании, пересадка почтальонов на велосипеды улучшит условия их труда, существенно ускорив доставку корреспонденции. Почтальоны на велосипедах преодолевают маршрут доставки как минимум вдвое быстрее, чем пешком. «Кроме того, работа почтальона обретает и полезный для здоровья бонус в виде ежедневной утренней велопрогулки», — отмечают в компании. Поскольку большинство почтальонов — женщины, то большая часть велосипедов — женская модель Sura. Расстояния, которые ежедневно приходится покрывать почтальонам, остаются неизменными, отмечают в компании.

Идею придать сотрудникам ускорение с помощью велосипеда руководители «Сибура» подсмотрели в Нидерландах во время визита на один из заводов химической компании  DuPont. Там сотрудники приезжают на работу, как правило, на автомобилях, а потом пересаживаются на велосипеды. Причем это вошло в привычку и у рядовых сотрудников, и у руководителей.

Общая культура велопоездок в Европе выше, а в российских городах этот вид транспорта пока довольно экзотичный. «Сибур» занимается его пропагандой не только на корпоративном уровне. В рамках программы «Бизнес для экологии» «Сибур» помогает реализовать проект «ВЕЛИКолепный Тольятти», который предполагает создание городской инфраструктуры для велосипедистов. «Благодаря поддержке компании в городе будет установлено 15 велопарковок — при торговых центрах, в парках, около учебных заведений и на пляжах. На это выделено 180 000 руб., первые парковки уже оборудованы», — замечает Нуреев. Бюджет первого этапа программы «Бизнес для экологии» — более 15 млн руб., отметил он.

Выгода будет

Оценивать экономический эффет от использования велосипедов в «Сибуре» пока не берутся, тем более что на заводе внедряется много других программ, направленных на повышение производительности. Но уже сейчас заметно, что, например, ремонтники или электрики, которых вызывают в разные точки завода, существенно экономят время на переходы: вместо получаса тратят теперь 5-10 минут. Раньше ремонтники приходили на объект, куда их вызывали, пешком, диагностировали проблему, потом им приходилось возвращаться, брать необходимые инструменты и снова идти на объект, говорит Нуреев. Теперь они ездят на велосипеде с корзиной подручных инструментов, и им зачастую не приходится несколько раз курсировать туда-обратно. Очевидно, что производительность труда будет расти, отмечают в «Сибуре».

К тому же велосипед экологичен, помогает сотрудникам вести более здоровый образ жизни, замечает Нуреев.

Гендиректор «Тольяттикаучука» Сергей Полонянкин между цехами на велосипеде не ездит, но велопрогулками увлекается давно. «В этом году я накатал уже 1200 км, но по территории завода хожу пешком или езжу на машине: только так можно увидеть, что происходит, поговорить с людьми — завод-то большой!» — объясняет он.

Идею поддержали многие сотрудники, утверждают в «Сибуре». Конечно, на велосипед пересели не все: людям предложили новый вид транспорта, но никто никого не заставляет им пользоваться, уточняет Нуреев. «Руководство разрабатывает маршруты, выделило велосипеды — по заявкам подразделений, инструктирует водителей и велосипедистов о правилах безопасного вождения по дорогам», — утверждает он.

Среди велосипедов, уже поступивших на завод, — 120 мужских, 50 женских и 30 грузовых отечественного производства. В ближайшее время у цехов появятся велопарковки, обещают в «Сибуре». Сотрудникам разрешили пользоваться и своим привычным транспортом: для этого на 170 личных велосипедов оформили пропуска на территорию завода.

Разумное ускорение

Идея ускорить перемещения сотрудников таким дешевым способом очень правильная, замечает Вячеслав Болтрукевич, старший преподаватель высшей школы бизнеса МГУ. Только для начала нужно минимизировать эти перемещения, а потом вводить «механизацию» труда и не подменять одно другим, добавляет он. Ставить на колеса полезно не только работяг с производства, но и сидячих сотрудников офиса. Например, в офисе Google в Калифорнии сотрудники перемещаются по своему бизнес-городку на самокатах.

И все-таки с велосипедом лучше не переусердствовать. «Польза для здоровья от длительной езды на велосипеде, особенно в условиях крупного российского города, не столь уж очевидна из-за загазованности дорог, нагрузки на позвоночник и суставы», — объясняет Юрий Балушкин, директор по спецпроектам ИД «Здоровье». Инициативы, подобные тольяттинской, по его словам, достойны всяческой поддержки, поскольку позволяют привить экологическую культуру, уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Эта публикация основана на статье «Велосипедное дело» из газеты «Ведомости» от 04.08.2011,  №143 (2909)

Источник: Vedomosti.ru
Оцените статью: 
Голосов пока нет