Он пристально наблюдает за постом
Эмоции влияют на наше сознание, нашу активность и восприятие окружающих вещей. Это очевидный факт, который, тем не менее, был детально исследован Дэвидом Карузо. Он утверждает, например, что если вы сейчас в хорошем настроении и энергичны, то найдёте много позитивных и вдохновляющих мыслей и идей в топике, а если устали или с настроением не очень – захотите покритиковать и, статистически, не сможете придумать ничего волнующего нового.
Wordart, который нарисовал Карузо. Оптимальные эмоциональные состояния для разной деятельности. Горизонталь – рост эмоциональности, вертикаль – рост энергии. Дэвид занимается тем, что исследует EQ (эмоциональный уровень) людей в бизнес-среде и исходя из этого делает конкретные практически выводы о будущем компаний. Он как доктор Лайтман из сериала, только настоящий.
Эмоции важны
Эмоции с чисто биологической точки зрения полезны. Они выступают в роли регулирующего механизма и активизируют определённые рефлексы. Например (Карузо бросает бумажкой в зрителя) — удивление. Оно расширяет зрачки, чтобы охватить ситуацию, рот быстро открывается на вдохе, чтобы начать бежать или кричать, руки поднимаются вверх для защиты. Это базовые программы, которые есть в «прошивке» каждого человека уже многие тысячелетия.
Итак, во-первых, эмоции полезны для действий в бизнес-среде. Например, кидая бумажку, Карузо тут же вызвал интерес всей аудитории. Если бы он кидал камнем, интерес был бы выше. Во вторых, на удивление, эмоции необходимы: Дамасио утверждает, что без эмоций невозможно принятие рациональных решений (звучит странно, правда?). Речь о том, что эмоции дают ускоренную обработку внешних данных, как если бы мы использовали hardcode-алгоритмы. Если кидать в человека бумажкой, он поднимет руки быстрее, чем осознает ситуацию. Если он начнёт думать, то получит бумажкой по носу.
В любом разговоре эмоциональный фильтр даёт ещё больше данных – например, за пару секунд можно увидеть множество эмоциональных микровыражений и получить кучу информации о реакции собеседника. А ещё эмоции универсальны и не привязаны к культуре: например, даже манула в зоопарке никто не хочет погладить когда он показывает свою обычную рожу.
Пример мини-упражнения на создания нужного состояния. Эмоции аудитории перемещаются в зелёную зону.
Саловей и Майер, теоретики эмоционального интеллекта, продолжили свою работу в 2000-х, доработали свои теории и в соавторстве с Карузо написали книгу «Ability Model» которая ориентирована на топ-менеджеров. В ней была предложена модель эмоционального интеллекта, модель способностей. Это в первую очередь способности восприятия.
Во-первых, грубо говоря, эмоции определяют наши когнитивные процессы. В плохом настроении мы мыслим совсем по-другому, не так, как в хорошем настроении.
Во-вторых, понимание эмоционального смысла ситуации позволяет прогнозировать реакцию других людей. Также очень полезный для топ-менеджера навык.
Последняя вещь – это управление своими эмоциями. С одной стороны, вам нужно быть открытыми к эмоциям, чтобы понимать ситуацию со всех сторон, с другой стороны нужно уметь воздействовать и на себя и на других людей для того, чтобы эти эмоции задействовались наилучшим образом.
Как измерить EQ?
Понятно, что нужны метрики для выяснения того, насколько эффективен тот или иной человек в этой сфере.
Первый способ – попробовать измерять EQ самостоятельно. Он не подходит, потому что, как мы знаем, 80% людей считают себя умнее среднего. Второй вариант — 360-градусная оценка, когда вы оцениваете других людей, они оценивают вас, вы оцениваете себя. Третий вид оценки — тесты, например, MSCEIT аккурат от Карузо (он, кстати, есть и на русском благодаря КТК). Принцип – показ лиц и оценка их по разным шкалам эмоций.
Работа в поле
После появления стабильных метрик группа исследователей стала изучать тех, кто добился успеха в крупных компаниях. Они сравнивали IQ, EQ и кучу других показателей. 250 топ-менеджеров в сфере IT опросили, что больше всего определяет успех лидера. Наиболее популярные ответы таковы: видение (предвидение), мотивация, способность к эмпатии.
Вот ещё иллюстрация: Google проводит очень детальные исследования на тему успеха и успешности: например, при подборе новых сотрудников, технические навыки – это пункт № 8. Интеллект важен, но далеко не на первом месте.
По мнению Карузо, умники с высоким EQ, если вы берете их на работу, развязывают меньшее количество конфликтов, меньше склонны к вандализму, проявляют большую склонность к социальному поведению. Брать просто «скучных» умников не так эффективно как «середнячков», но с высоким EQ.
Эмоциональный интеллект важен и потому, что у харизматичных лидеров есть возможность заражать своими эмоциями других людей. Высокий эмоциональный интеллект обеспечивает большую лояльность персонала, большую вовлеченность.
Зачем это может быть нужно?
Управлять своими и чужими эмоциями полезно. Самый простой пример – например, перед мозговым штурмом в конце дня попробовать переключить состояние сотрудников парой упражнений и парой слов от опытного лидера. Тренеры в профессиональном спорте, например, прекрасно понимают, как это работает – они настраивают спортсменов на игру очень и очень долго и тщательно. Вы как руководитель или член группы должны понимать, что все ваши эмоции будут транслироваться на остальных в комнате.
Я же говорила, он пристально наблюдает
Хорошая новость: этому можно научиться
Смотрим на улыбку: настоящая?
Смотрим только на глаза и понимаем правду.
Ссылки
EQ на Вики;
Свежая книга о EQ в бизнес-среде (Голдман, коллега Карузо): ISBN 978-5-9614-1646-6;
Резюме
Эмоции – это информация из внешнего мира. Большая эмоциональность и больший контроль ситуации – больше данных для принятия решений плюс больше возможностей для управления другими людьми, а это уже именно то, что делает топ-менеджера успешным.
Источник: Habrahabr.ru