Несколько месяцев назад беседовал с журналистом из "Труда" на тему выбора профессии. Упомянул в разговоре хорошо известный мне профориентационный тест известного психолога Е.Климова. Пообещал выслать тест, если потребуется. Продолжения темы не было. Думал, что этот разговор забыт.
Автор: Валерий Поляков, президент Кадрового объединения "Метрополис"
Но сегодня мне позвонил из «Труда» другой человек, Дарья Вахрушева. И, ссылаясь на прошлогодний разговор с ее коллегой, попросила выслать ей тест Е.Климова.
Нашел файл с этим тестом, перечитал. Выбросил из инструкции к тесту ушедшую в прошлое профессию («пионервожатый»). На всякий случай сам прошел тест, это заняло около пяти минут. Получилось, что мне больше всего подходят профессии типа «человек-знаковая система» (+8) и «человек-человек» (+7). В тесте Е.Климова типы профессий определяются по предмету труда. Неподходящими для меня оказались профессии типа «человек-природа» (0), «человек-техника» (0) и «человек-художественный образ» (+1).
В МГУ я пошел чтобы учиться на экономиста-математика, это типичная профессия типа «человек-знаковая система». Учился и работал потом по этой профессии с удовольствием и успешно. В 27 лет стал руководителем. В этой работе очень много того, что есть в профессиях «человек-человек». Люблю писать книги и статьи – «человек-знаковая система». Преподаю и провожу тренинги – «человек-человек». И, наконец, мое основное занятие последних двадцати лет – подбор персонала. Здесь очень много работы «человек-человек» (это на поверхности) и «человек-знаковая система» (со стороны это не очень заметно). Вывод – если судить по мне, тест Е.Климова указывает на правильное направление в выборе профессии!
Ниже вы найдете описанный выше тест. Прошло двадцать лет, но он, по моей оценке, совершенно не утратил своей актуальности.
Немного об истории знакомства с этим тестом и его применения. В апреле 1989 года я стал руководителем созданного по моей инициативе Московского кадрового центра (название сам придумал). Предполагалось, что этот центр будет на платной основе оказывать предприятиям и организациям услуги по подбору персонала. Удалось получить для работы две комнаты на Покровке, 16 (тогда это была улица Чернышевского). Арендную плату нам установили в размере одной трети цены автомобиля «Жигули». Платить было нечем, стартового капитала не было, один энтузиазм. Пришлось думать, на чем можно быстро заработать деньги.
В те годы я читал много книг по психологии, серьезно интересовался различными тестами. В одной из книг (кажется, изданной в Минске) мне понравился профориентационный опросник профессора Е.Климова – компактный, понятный, удобный. Уже потом узнал, что у этого теста было несколько разных вариантов. Так родилась идея распространять этот тест за деньги.
Получить согласие Е.Климова оказалось очень просто. Нашел его телефон и позвонил, даже не пришлось встречаться лично или оформлять какие-то бумаги. Выслушав, что мы собираемся предпринять, Е.Климов сказал примерно так: «Я этот опросник опубликовал, можете свободно использовать. Никаких денег мне за это не надо. Но обязательно сошлитесь на автора». Этот вопрос был решен.
Второй вопрос – найти желающих купить тест. Дело было весной, приближались выпускные экзамены в школах. Около трех миллионов молодых людей готовились получить аттестаты о среднем образовании. Очень многим из них предстоял выбор профессии. Интернета тогда еще в СССР не было. В печатных СМИ, на радио и телевидении платной рекламы либо вовсе не было, либо было очень мало. Этим и решили воспользоваться.
Газета «Комсомольская правда» тогда выходила тиражом около 20 млн. экземпляров. За 2 тыс. руб. (тоже одна треть цены «Жигулей») газета согласилась дать на первой странице рекламу нашего теста. В небольшом объявлении размером с обычную игральную карту мы предлагали за 3 рубля (цена бутылки водки), отправленные нам почтовым переводом, выслать тест, помогающий правильно выбрать профессию. По нашим расчетам обработка одного денежного перевода, печатание и отправка теста обходились нам примерно в 50 копеек. Ожидаемая прибыль – 2 руб. 50 коп. с одного теста.
Денег, чтобы заплатить за рекламу, у нас не было. Но в то время опубликовать рекламу можно было по гарантийному письму, без предоплаты. На всякий случай я договорился со своим другом Олегом Елмашевым, кооператором из Ижевска, что в случае неудачи он даст взаймы 2 тыс. руб. для расчетов с газетой. Но брать у Олега деньги не пришлось.
Уже через несколько дней после выхода «Комсомолки» с рекламой нам стали мешками приходить извещения о денежных переводах. Действительно мешками, поскольку за май-июнь пришло около 30 тыс. денежных переводов из всех республик СССР. Поставили работу по размножению и рассылке тестов на поток. У себя в компании мы называли распространяемый продукт «Здравствуй» - по обращению, с которого начиналось описание теста (4 страницы с уменьшением в 2 раза, т.е. обычный лист дешевой желтоватой бумаги формата А4 с двухсторонней печатью текста.
Проект дал нам около 75 тыс. руб. прибыли. Что значили эти деньги в то время? Это была стоимость 25 тыс. бутылок водки, что по сегодняшним ценам (100 руб. за бутылку) составляет около 2,5 млн. руб. Если считать по цене хлеба (обычный батон стоил 13 копеек), то получится более 550 тыс. батонов, что по сегодняшним ценам составит около 8 млн. руб. Еще эффектнее пересчет по стоимости купейного железнодорожного билета от Москвы до Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда). Такой билет стоил 12 руб., а сейчас даже в дешевом поезде около 1800 руб. (возможно, что уже и больше, давно не проверял). Если пересчитывать по цене железнодорожного билета, то получится более 11 млн. руб. (по билету на самолет было бы еще больше). А вот если пересчитывать по размеру пенсии моей мамы, то получится около 4 млн. руб.
Как не считай, сумму заработали по тем временам вполне солидную. На эти деньги мы начали создание и развитие первого в стране агентства по подбору персонала. Так что крестными родителями российского рекрутмента можно считать проф. Е.Климова, ижевского предпринимателя О.Елмашева и газету «Комсомольская правда».
Хорошая идея дорого стоит!
Это был удачный проект, вызвавший головокружение от успехов. Уже в августе на другом проекте мы имели около 40 тыс. рублей убытка (более 50% прибыли от проекта «Здравствуй»). Мы зафрахтовали на 10 дней роскошный по тем временам речной теплоход «Сергей Есенин» (был сделан в Австрии), планируя отправить его в плавание по Волге с проведением во время плавания коммерческих семинаров по внешнеэкономической деятельности и психологии делового общения. Загрузка теплохода платными участниками семинаров составила около 10%. Когда стала ясной наша неудача с семинарами, туристов на свободные места мы набрать уже не успели. И потом долго, обсуждая новые коммерческие проекты, в шутку предостерегали друг друга от авантюр: «Помни о Сергее Есенине!»
До того времени, когда услуги по подбору персонала стали давать прибыль, было еще очень далеко. Но это уже другая история.
Источник: Блог Валерия Полякова
Профориентационный тест профессора Е.Климова
Выбирая профессию, вы, конечно, ожидаете, что она позволит вам получить интересную работу, общественное признание, возможность реализовать свои способности и удовлетворить материальные и духовные потребности. И это вполне понятно. Однако, для того, чтобы ваши желания осуществились и выбранная профессия не принесла разочарований, нужно не только представлять себе многообразие возможных вариантов выбора, но и правильно оценивать свои склонности и способности. Мы постараемся помочь вам в этом простом только на первый взгляд деле.
Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира можно разделить на пять основных типов - такой способ ориентации в мире профессий предложил советский психолог, академик АПН СССР Е.А.Климов.
Профессии типа "человек-природа" связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе, в природных явлениях, с использованием природных богатств. К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог), ее растительного и животного мира (ботаник, зоолог, микробиолог, генетик, эколог), производством продукции растениеводства и животноводства (агроном, садовод, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар).
В профессиях типа "человек-техника" не обойтись без широкого использования различного «рода машин, механизмов, приборов, инструментов и других технических средств. Это многочисленные профессии в промышленности, строительстве, на транспорте и т.д. (сталевар, литейщик, кузнец, электросварщик, токарь, фрезеровщик, слесарь, машинист, электрик, штукатур, каменщик, столяр, швея, прядильщица, ткач).
"Человек-знаковая система". Этот тип объединяет профессии, связанные с обработкой информации, представленной в виде самых различных знаков и знаковых систем, которые служат для фиксирования и изучения предметов, процессов, явлений реальной действительности. Здесь можно выделить профессии, которые предполагают работу с языковыми системами (библиограф, нотариус, машинистка, архивист, лингвист, историк, философ), с абстрактно-математическими системами (кассир, бухгалтер, математик, статистик, экономист, физик, химик, фармацевт, метролог), графическими системами (чертежник, конструктор, картограф, штурман), с системами и средствами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ).
Основное содержание и результат деятельности в профессиях типа "человек-художественный образ" - искусство, художественная культура. Это профессии, связанные с изобразительные творчеством (архитектор, дизайнер, художник-оформитель, скульптор, живописец), художественной обработкой материалов (гравер, модельер, ювелир, чеканщик), созданием различного рода художественных зрелищ (композитор, музыкант-исполнитель, вокалист, дирижер, танцовщик, балетмейстер, актер, режиссер, оператор).
Основным содержанием профессий типа "человек-человек" является общение. Здесь непременное условие успешной деятельности - умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми. К этому типу относятся медицинские профессии (санитар, фельдшер, медицинская сестра, врачи различных специальностей), педагогика (воспитатель, учитель, тренер, преподаватель), юстиция (юрисконсульт, милиционер, следователь, прокурор, адвокат), кулътпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик, корреспондент), сфера обслуживания (продавец, товаровед, официант, повар, парикмахер, бортпроводник, секретарь).
А теперь предлагаем вам определить и оценить свои степенности к тому или иному виду деятельности. Для этого заполните предлагаемую тестовую таблицу. В левой ее части программа самооценки, т.е. ряд утверждений, с которыми ты будешь либо соглашаться, либо нет. В правой части (графы с 2 по 6) - описанные пять типов профессиональной деятельности.
Если ты согласен с приведенным в таблице утверждением - ставь знак “+” перед цифрой, которая стоит в соответствующей строке в одной из граф 2-6. Если ты отрицаешь это утверждение - ставь перед цифрой знак “-“. Если же сформулировать однозначно свою точку зрения по данному утверждению ты затрудняешься, цифру зачеркни. Рассмотрев таким образом все утверждения, подсчитай алгебраическую сумму по каждой из граф.
Таблица для определения предпочтительного типа профессий на основе самооценки. (Е.Климов)
Программа самооценки |
Тип профессии |
|||||
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-З |
Ч-Х |
Ч-Ч |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Легко знакомлюсь с людьми |
|
|
|
|
1 |
2 |
Охотно и подолгу могу что-либо мастерить |
|
1 |
|
|
|
3 |
Охотно хожу в музеи, театры и т.д. |
|
|
|
1 |
|
4 |
Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными |
1 |
|
|
|
|
5 |
Охотно и подолгу могу что-либо вычислять, чертить |
|
|
1 |
|
|
6 |
Охотно общаюсь со сверстниками или младшими, когда нужно помочь, им, занять чем-либо и т.д. |
|
|
|
|
1 |
7 |
Охотно и часто помогаю старшим ухаживать за растениями, животными |
1 |
|
|
|
|
8 |
Обычно делаю мало ошибок в письменных работах |
|
|
1 |
|
|
9 |
Мои поделки обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
|
2 |
|
|
|
10 |
Старшие считают, что у меня есть какие-либо художественные способности |
|
|
|
2 |
|
11 |
Охотно читаю о растениях, животных |
1 |
|
|
|
|
12 |
Активно участвую в художественной самодеятельности |
|
|
|
1 |
|
13 |
Охотно читаю об устройстве машин, приборов и т.д. |
|
1 |
|
|
|
14 |
Охотно и подолгу могу решать трудные задачи, головоломки, кроссворды |
|
|
2 |
|
|
15 |
Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими |
|
|
|
|
2 |
16 |
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
|
2 |
|
|
|
17 |
Мое художественное творчество одобряют незнакомке люди |
|
|
|
2 |
|
18 |
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями, животными |
2 |
|
|
|
|
19 |
Считают, что обычно мне удается подробно и ясно излагать мысли в письменной форме |
|
|
2 |
|
|
20 |
Почти никогда не ссорюсь |
|
|
|
|
1 |
21 |
Мои поделки одобряют незнакомые люди |
|
1 |
|
|
|
22 |
Без особого труда усваиваю незнакомые или иностранные слова |
|
|
1 |
|
|
23 |
Мне часто случается помогать незнакомым людям |
|
|
|
|
2 |
24 |
Подолгу могу заниматься художественным творчеством |
|
|
|
1 |
|
25 |
Ухаживая за растениями, животными, стараюсь повлиять на ход их развития |
2 |
|
|
|
|
26 |
Мне обычно удается убедить сверстников или младших поступить так, а не иначе |
|
|
|
|
1 |
27 |
Люблю разбираться в устройстве машин, приборов и т.д. |
|
1 |
|
|
|
28 |
Охотно наблюдаю за растения, животными |
1 |
|
|
|
|
29 |
Охотно читаю научно-популярную, критическую, публицистическую литературу |
|
|
1 |
|
|
30 |
Пробую свои силы в художественном творчестве |
|
|
|
1 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Что означает полученный результат? Наибольшие положительные суммы будут соответствовать более подходящим для вас видам деятельности, малые положительные и, тем более, отрицательные суммы - профессиям, которые не соответствуют свои склонностям. Но, конечно, нужно учитывать, что очень многие профессии сочетают в себе черты нескольких описанных выше типов. Например, капитан дальнего плавания - к какому типу можно отнести эту профессию? «Человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-человек»? В ней присутствуют черты каждого из этих типов.
Так что полученной по тесту результат самооценки - это не готовый рецепт, а своего рода компас, который указывает направление поисков. Читайте книги, в том числе и те, которые посвящены различным профессиям, пробуйте свои силы в доступной вам работе, общайся со специалистами.
Успехов!
Московский кадровый центр, 1989
По согласованию с Е.Климовым описание теста было подготовлено директором Московского кадрового центра В.Поляковым, президентом Кадрового объединения «Метрополис».