Чему могут научить руководителей бизнеса Нобелевские лауреаты? Ответ – в моей очередной колонке для газеты Daily Telegraph.   Автор - Дэниел Пинк, писатель, автор книг о менеджменте, мотивации и предпринимательстве: «Нация свободных агентов», «Будущее за правым полушарием».

Сегодня - левитирующие лягушки, завтра - Нобелевская премия

Дайте волю подчиненным

Чему могут научить руководителей бизнеса Нобелевские лауреаты? Ответ – в моей очередной колонке для газеты Daily Telegraph.
 
Автор - Дэниел Пинк, писатель, автор книг о менеджменте, мотивации и предпринимательстве: «Нация свободных агентов», «Будущее за правым полушарием».

Сегодня - левитирующие лягушки, завтра - Нобелевская премия

Чему могут научить руководителей бизнеса Нобелевские лауреаты? Ответ – в моей очередной колонке для газеты Daily Telegraph.

Именно в процессе экспериментов в пятницу вечером, а не в рабочее время, ученые Андрей Гейм и Константин Новосёлов открыли графен. Другими словами, они получили величайшую награду в науке не за выполнение своих основных обязанностей, а за работу, которая была несанкционированной, неоплачиваемой и неофициальной. И этот путь к открытию – не флюктуация и не случайность: ни в науке, ни в других творческих профессиях.  

В 1990-х годах команда исследователей под руководством Терезы Амабиле из Гарвардской школы бизнеса провела любопытный эксперимент  с деятелями искусства. Амабиле попросила 23 художников и скульпторов в случайном порядке отобрать десять работ, сделанных ими на заказ, и десять работ, сделанных для себя. Затем она представила 460 работ на оценку комиссии экспертов-искусствоведов: музейных кураторов, историков искусства, галеристов и т.п., которые не знали происхождения работ.  

«Полученные результаты были удивительными, – рассказывают Амабиле  и ее коллеги. – Работы, сделанные  на заказ, были охарактеризованы как существенно менее творческие, чем  делавшиеся для себя, при этом качество исполнения было оценено одинаково».  

Другими словами, предметы искусства, выполненные на заказ, были хорошими. Но сделанные для себя работы гораздо чаще были выдающимися.  

Какое отношение опыт Нобелевских лауреатов по физике и художников мирового уровня имеет к менее увлекательным профессиям: налоговых консультантов, страховых агентов, газетных колумнистов? 

Вы в офисе? Оглянитесь вокруг. Если ваш офис такой же, как и в большинстве компаний, то работы не по заказу, не по заданию тут просто нет. Практически все, что делают люди, они делают по чьему-нибудь заданию. Лишь некоторые компании следуют другому образу действий. И в главном, и в мелочах они привносят в работу дух таких вечерних пятничных экспериментов и выделяют некоторое время на самостоятельную деятельность.

Например, Atlassian, австралийская компания по производству ПО. Раз в квартал, во второй половине дня в  четверг, они просят разработчиков оставить свои обычные обязанности и вместо этого провести сутки, работая  над чем-то, что их интересует или что они считают крайне важным и нужным. Единственное обязательство – представить полученные результаты коллегам после обеда в пятницу, на встрече в свободном формате.  

В Atlassian эти «слеты» называют «Днями FedEx», потому что люди должны принести какой-либо результат ровно за сутки. Выяснилось, что эти 24 часа свободы вызвали целый поток идей о новых проектах, об улучшении существующих проектов и об усовершенствовании внутренних процессов в компании, до которых иначе бы никогда не добрались.  

«Дни FedEx» оказались настолько удачными, что в Atlassian пошли и дальше, разрешив разработчикам тратить 20 процентов рабочего времени на любые личные проекты.  
 
Что касается Google, то они ввели правило «двадцати  процентов» еще в самом начале работы компании. Но несмотря на такую либеральность, компания не стала убирать собственный копирайт с продуктов своих сотрудников, которые были созданы в эти 20% времени. Мудрое решение. Проект Google News, изменивший лицо новостного бизнеса, не был официальным проектом, а был сделан именно в «20%». Gmail — один из самых популярных инструментов коммуникации в мире, тоже не был официальным проектом. Это тоже был «проект 20%».  

В этом году я взял интервью у сотрудников калифорнийской штаб-квартиры Google. Они утверждают, что вообще большинство хороших идей в компании уходят корнями в «20 процентов».  

Или взять, к примеру, Twitter. В октябре компания провела  так называемую «Хакерскую Неделю»: на целую неделю программисты могли отставить в сторону свои повседневные обязанности и заняться чем-то интересным. Рецепт «Твиттера» — совместить размах и инновации, смешать строгость и креативность – 51 неделя работы по заданию и одна неделя свободы.  

Конечно, толика свободы в работе не всегда проводит к удивительным достижениям. Андрей Гейм – это первый лауреат Нобелевской премии, который ухитрился получить также и Шнобелевскую премию – пародийную награду за странные и безумные исследовательские результаты. В 2000 году Гейм получил ее за исследование, где он использовал магнитное поле, чтобы заставить лягушку парить в воздухе. Этот эксперимент тоже начался в пятницу вечером.  

Но общий урок понятен. Хотите настоящего прорыва в работе своей компании? Организуйте небольшой  островок – неделю или хотя бы несколько дней – для работы для себя. Результаты – левитирующие лягушки и многое другое – могут поразить вас.

Источник - www.Slon.ru   Оригинал поста.

Оцените статью: 
Голосов пока нет


Яндекс.Метрика