Компания "Аэрофлот" в борьбе с дефицитом кадров решила платить сотрудникам по 200 тысяч рублей за летчиков, принятых на работу по их рекомендациям. Эксперты говорят, что премии за приведенных на работу друзей – явление распространенное, но не многие компании готовы на благодарность в таком размере.
Потребность в пилотах в России не покрывается летными школами. Дефицит таких кадров сподвиг "Аэрофлот" к запуску программы "Приведи друга в летчики". За каждого летчика, который принимается на работу по рекомендации сотрудника, перевозчик дает рекомендателю премию в размере 200 тыс. руб. За время действия программы в 2011 г. перевозчику удалось нанять по рекомендации 35 пилотов, сообщили "Ведомости".
Надо сказать, что "Аэрофлот" в запуске таких программ далеко не первопроходец. Рекрутеры подчеркивают, что подобная практика очень распространена как в российских, так и в западных компаниях.
В качестве зарубежного примера можно привести опыт американской компании Pardot, занимающейся автоматизации маркетинга. Она выплачивает рекомендателю $10 тыс. в качестве премии. За один год такая премия была выплачена 25 раз – благодаря рекомендациям сотрудников, компания наняла редких инженеров и программистов. Аналогичные программы есть у автопроизводителей Daimler и Volvo.
В качестве примеров российских можно привести опыт "Евросети", которая в 2007 г. запустила программу "Охотники за головами" (премия в размере 5 тыс. рублей за сотрудника, проработавшего в компании 3 месяца и 7,5 тыс. рублей за сотрудника, проработавшего год), "Ижавто", запустившего такую программу в июне 2011 года, и "Камаза", программа которого стартовала месяцем позже (600 рублей за сотрудника, задержавшегося на производстве на 3 месяца, 1000 рублей – за проработавшего полгода).
На последних российских примерах видно, что такую щедрость в премировании за рекомендации, как "Аэрофлот", проявляют далеко не все работодатели. "Конечно, такие весомые суммы далеко не каждая компания платит: обычно сумма варьируется в пределах 15–30 тыс. рублей за каждого нанятого по рекомендации коллег, - говорит Наталья Бойко, менеджер по работе с клиентами Coleman Services. - Как правило, "премия" выплачиваются после прохождения испытательного срока нового сотрудника".
По словам Бойко, с помощью подобных программ компании увеличивают возможность найти наиболее подходящего сотрудника, одновременно используя собственные ресурсы, ресурсы сотрудников компании и ресурсы кадровых агентств. "Возникает вопрос, зачем платить своим же сотрудникам?! Чтобы они были замотивированы приводить в компанию по-настоящему ценные кадры и тратили свое личное время на привлечение и удержание этих самых кадров", - объясняет она.
Ольга Иванова, менеджер по работе с ключевыми клиентами отрасли "Медицина и фармацевтика" рекрутинговой компании "Бигл" отмечает, что, используя такую схему, компании, в первую очередь, сокращают издержки на оплату услуг кадровых агентств, а также заметно увеличивают лояльность своих собственных сотрудников, которым приятно быть полезными и оцененными компанией, а также чувствовать, что они влияют на принятие решений. "Для кадровых компаний такая система подбора, безусловно, нежелательна, но для HR-отделов это дополнительный инструмент, который необходимо использовать, особенно в условиях дефицита кадров, и обычно его применяют именно тогда, когда все другие уже проработаны. Но, в то же время, есть немало компаний, которые сознательно не рассматривают в качестве кандидатов родственников, знакомых и друзей сотрудников, поскольку это может мешать их работе. Поэтому внедрение такой схемы напрямую зависит от корпоративной культуры, приоритетов и целей компании", - подчеркивает Иванова.
По словам специалиста, на фармацевтическом рынке очень часто встречается ситуация, когда компании платят премии внутренним сотрудникам за успешные рекомендации потенциальных кандидатов. Данная практика особенно распространена на вакансию медицинского представителя, поскольку фармацевтические компании постоянно нуждаются в ценных сотрудниках, и эта позиция практически всегда открыта.
Рекомендации за деньги набирают популярность
Надо сказать, что дефицит квалифицированных кадров спровоцировал рост популярности рекомендательного рекрутмента. Так, на днях кадровое агентство Pruffi запустило сервис "народного" хантинга в социальных сетях и мобильных телефонах. Сервис работает в виде приложения для Facebook и Вконтакте, а также доступно в AppStore и Android Market для пользователей айфонов и Android-устройств.
Пользователям сервиса предлагается доступ к вакансиям на ключевые позиции с зарплатой от 100 000 руб. На интересную вакансию можно порекомендовать себя или своих знакомых, получив в случае успеха денежное вознаграждение в размере от 40 тыс. рублей. Оно выплачивается в день выхода кандидата на работу.