Если приближение очередного корпоратива вызывает единственное желание – «отвертеться» от участия в нем, вывод очевиден: ваша компания организует такие праздники неправильно! Как в известной рекламе: «Ты просто не умеешь их готовить…»
Алевтина Рогалевич, директор КГ "Аналитик-Центр"
— При подготовке к заседанию клуба я решила посмотреть в Интернете видео по запросу «корпоративные мероприятия». Как ни странно, материала оказалось очень мало. И то, что нашлось, особым разнообразием не отличалось: стандартные конкурсы, ростовые куклы, игры в мафию, концерты приглашенных «звезд» и прочее. Заметит ли новый сотрудник на таком мероприятии, что в прошлом году он отмечал Новый год в другой компании? – большой вопрос. Деньги и время потрачены, а цель? Праздник ради праздника? Правильно организованный праздник может дать гораздо больше, чем положительные эмоции.
Порадовал блог Александра Шумовича, директора компании Eventum (года три назад мы привозили Александра в Тюмень с мастер-классом «Организация великолепных мероприятий» и, как всегда, не ошиблись с тренером). В блоге – масса ценной информации, основанной на отношении к празднику как к искусству. Именно там я наконец нашла красивейший ролик о проведении корпоративного мероприятия в одной известной косметической компании. Конечно, размер бюджета, по-видимому, был нема- лым, но зато такой праздник, безусловно, запомнится надолго.
Как сторонний зритель я отметила несколько целей, которые, несомненно, были достигнуты организаторами мероприятия:
- Празднование для сотрудников и партнеров прошло на высшем уровне, было создано настроение и определенный антураж.
- Воспитание приверженности к компании, осознание масштабов и гордость за компанию.
- И нформирование о новом продукте компании.
- Формирование горизонтальных связей (были приглашены сотрудники из разных офисов).
Сейчас многие компании экономят на праздниках. Это стандартный ход. А если пойти другим путем? Не урезать бюджет, а увеличить цели, которые можно достичь с помощью прекрасно организованного мероприятия. Такая «точка отличия» сможет обеспечить дополнительные конкурентные преимущества в битве за лояльность лучших специалистов. И превратит стандартные корпоративные мероприятия в инструмент борьбы за лучший персонал.
КРУГЛЫЙ СТОЛВыдержки из XX заседания «HR-клуба» «Рецепты организации великолепных корпоративных праздников», проходившего 19 ноября 2010 года в отеле «Евразия».
Проведение совместных мероприятий является важной составляющей корпоративной культуры, определенных стандартов, норм поведения и работы, принятых в компании и разделяемых всеми сотрудниками. Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними.
Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с целью организации, формируя общее культурное пространство. В зависимости от уровня, статуса фирмы и стиля управления различаются масштабы и направленность мероприятий, устраиваемых компанией.
Вопрос о качественном проведении корпоративных вечеринок обсуждался на заседании городского профессионального сообщества «HR-клуб». Такие встречи традиционно проводятся специалистами ООО «Аналитик-Центр». Обменяться уникальными рецептами по организации великолепных корпоративных праздников смогли все участники, точнее участницы, поскольку обсудить эту тему пришли исключительно женщины – менеджеры по работе с персоналом ведущих тюменских компаний.
Коллективное празднование проводится компаниями не только чтобы накормить и напоить работников или лишний раз продемонстрировать партнерам и конкурентам достоинства компании, а скорее для сплочения коллектива. Опыт показывает, что корпоративные мероприятия способны сплотить не меньше, чем трудовые будни. Они же помогают поднять общий боевой дух: «Мы – одна команда!». Поводом для проведения подобных мероприятий может стать любое событие в жизни коллектива: юбилей компании, профессиональный или календарный праздник.
Корпоративные мероприятия являются важным элементом нематериальной мотивации сотрудников. Как сделать их действительно полезными, не превратив в банальное застолье? На заседании организаторы «со стажем» делились с новичками секретами идеального корпоратива. Ведь чтобы все прошло «на уровне», необходимо учесть каждую мелочь, – от рассылки приглашений и выбора напитков до размещения гостей.
Приступая к подготовке мероприятия, следует ответить на три главных вопроса: каковы цели и задачи торжества, для кого оно проводится и какие существуют «подводные камни»? Не менее важными темами станут бюджет праздника, место и время проведения. Необходимо решить, своими силами или с помощью специализированной фирмы будет организовано событие. И только потом начинать продумывать все детали.
Если позволяет бюджет, то лучше поручить организацию праздника профессионалам. На сегодняшний день в Тюмени существует большой выбор фирм, которые занимаются проведением торжеств. Их представители были в числе приглашенных гостей «HR-клуба». Людмила Рядинская, директор салона красоты Black Lady. Ее фирма, находящаяся в числе лидеров на рынке праздничных услуг, работает по европейским стандартам оформления мероприятий, делая каждое из них по-настоящему эксклюзивным. Например, вечеринка в стиле Glam Rock в клубе «Мираж». Этот стиль, уходящий от рока в сторону шика и роскоши, в Европе сейчас на пике популярности. По словам Людмилы Рядинской, многие клиенты сегодня хотят выделиться, получить нечто особенное, поэтому и приходится фирмам-организаторам учитывать все пожелания, выполняя «любой каприз за ваши деньги».
Существует и стандартный набор услуг, которые предоставляют специализированные агентства: подбор ресторана, выбор ведущего, приглашение звезд эстрады и музыкальных коллективов, шоу-программа, оформление помещения, торты на заказ, запуск фейерверка, свет и звук, фото- и видеосъемка, монтаж сцены, транспортные услуги, кейтеринг (услуги ресторана выездного обслуживания для банкета или фуршета).
Тем не менее, даже если корпоратив будет организовывать агентство, профессионалы советуют начинать готовиться заранее – месяца за три до самого мероприятия, поскольку, если спохватиться позже, времени для реализации смелых планов и идей может не хватить.
В том случае когда проведение праздника ограничено бюджетом, команда инициативных сотрудни- ков занимается всем сама: от написания сценария до приготовления праздничного меню. При этом основ- ной ориентир необходимо сделать на придумывании творческих заданий для сотрудников (участников), поскольку талантов много и корпоративное мероприятие – лучшая возможность их проявить.
Правильный корпоратив – продукт творческий, поэтому особое внимание на встрече уделили обсуждению креативных вариантов его проведения, которых масса и они давно перешагнули границы традиционных банкетов. Большой запас интересных идей предлагает компания «Арсенал+». Пиратские вечеринки с поисками «клада» или «посвящение в разведчики» со всеми полагающимися атрибутами: «связной» в пилотке и патронташе, пакет с секретным заданием, явки и пароли. Кроме того, в настоящее время приобретают все большую популярность корпоративные мероприятия со спортивным уклоном. Футбольные или волейбольные турниры, коллективные выезды в загородные пейнтбольные клубы. Например, в компании «Строительный двор» существуют свои давние спортивные традиции. Некоторые из них, что называется, на выживание: ежегодный зимний поход по сугробам протяженностью трассы в 10 километров, крещенский заплыв и регулярные прыжки с парашютом. Кстати, в прошлом году отважилось прыгнуть уже 30 человек. Также практикуется командный велопробег и спортивная олимпиада. Примечательно, что во всех соревнованиях участвует весь руководящий состав компании.
Еще одна современная тенденция – тематические вечеринки, когда сотрудники погружаются в непри- вычную атмосферу. Наиболее популярны праздники в стиле ретро по принципу «назад в СССР»: это и 30-е годы, и брежневские времена дефицита. Или корпоратив в стиле «лихих 90-х» – с «братками» в малиновых пиджаках и ваучерами вместо входных билетов.
Особое внимание на встрече уделили нормам поведе- ния на корпоративе. Как известно, они у всех разные. Для одних норма – получить от вечера отличное настроение, а для других – закончить праздник лицом в салате. Тут многое зависит от руководителя: можно поставить вопрос жестко – не пить, у мероприятия другая цель – познакомиться, наладить связи. В любом случае, даже если это не оговорено заранее, золотым правилом поведения на корпоративе будет не злоупотреблять спиртными напитками.
Актуальным оказался и простой, на первый взгляд, вопрос – что дарить сотрудникам?
Во многих фирмах существуют свои подарочные «табу». Как правило, это деньги и спиртное. А в остальном разнообразие подарков может быть ограничено разве что фантазией организаторов и бюджетом. Кто-то практикует праздничные лотереи, причем с оригинальными выигрышами. Например, такой приз: разрешение опоздать на работу на полчаса, который после веселого корпоратива придется как нельзя кстати. Другой, достаточно распространенный вариант – презенты с логотипом компании. К примеру, в той же фирме «Арсенал+» есть все – от зонтиков с символикой предприятия до пледов в машину. Также в компании существует традиция дарить на рождение ребенка серебряную ложечку. В Black Lady «своим» новорожденным покупают коляску или кроватку. А в фирме «Аналитик-Центр» для работников существует по-настоящему оригинальный подарок – возможность реализации детской мечты или взрослого хобби. Например, сертификат в школу танцев. Важно помнить, что подарки – это не только мощное мотивирующее средство, но и замечательный способ создать праздничное настроение.
Примерно таким образом выглядит рецепт великолепного корпоратива! Зная все ингредиенты, можно сочетать их в разных пропорциях, импровизировать с компонентами и каждый раз получать совершенно разные, но всегда удачные праздники.
Источник: National Business, март 2011
Материал подготовлен Журналом National Business по результатам HR-клуба прошедшего 19 ноября 2010 года в г.Тюмень.