Интервью с Сергеем Макшановым, Управляющим Группой Компаний «Институт Тренинга - АРБ Про» 

Без своей стратегии
попадёшь под влияние чужой тактики.
Георгий Александров

Управление компанией без стратегии сродни прогулкам по минному полю с завязанными глазами. То есть — совершенно несовместимо с жизнью. Но как можно строить планы в постоянно изменяющихся условиях?
Грамотно выстроенная взвешенная стратегия поможет эффективно работать даже в кризис — уверен эксперт Сергей Макшанов.

Бизнес, построенный на совести, энергии и интеллекте

Интервью с Сергеем Макшановым, Управляющим Группой Компаний «Институт Тренинга - АРБ Про» 

Без своей стратегии
попадёшь под влияние чужой тактики.
Георгий Александров

Управление компанией без стратегии сродни прогулкам по минному полю с завязанными глазами. То есть — совершенно несовместимо с жизнью. Но как можно строить планы в постоянно изменяющихся условиях?
Грамотно выстроенная взвешенная стратегия поможет эффективно работать даже в кризис — уверен эксперт Сергей Макшанов.

Профессиональные бизнес-консультанты поют кризису дифирамбы, мол, нет более замечательного времени. А вот в среде бизнесменов такой оптимизм встретишь редко. Вам, чья позиция ближе?

Сейчас время как время – ни лучше, ни хуже. На мой взгляд, для конкурентоспособности компании гораздо важнее то, что происходит внутри нее. Бушующий на улице ураган лишь дает возможность проверить на прочность внутреннюю среду компании — людей, бизнес-процессы. Появляется отличный шанс избавиться от балласта — людей суррогатных и нарочитых, в том числе и на уровне высшего руководства. Более того, эффективным компаниям кризис предоставляет дополнительные возможности — это факт. Причина весьма проста — слабые участники уйдут с рынка, освободив место для роста сильных игроков. Экономические спады были, есть и еще будут, как и подъемы. Делать из этого масштабную трагическую историю, по-моему, глупо.

Раз сейчас время как время, то насколько оправдано желание некоторых топ-менеджеров экстренно изменить стратегию развития компании?

Давайте оговоримся сразу. Есть компании, которые думают, что у них есть стратегия. Компаний с реальной адекватной стратегией, как ни печально, менее 10%. В основной своей массе, российский бизнес управляется реактивно - «как получилось». Если металлургический комбинат, на 90% отгружавший продукцию АВТОВАЗу, жалуется на кризис — это смешно. Веками проверенная истина: дабы обеспечить устойчивость бизнеса, нельзя зависеть от одного клиента. Кризис тут совершенно не причем. Нынешняя ситуация — скорее лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько точно и верно построена стратегия. Если вы делаете хороший, надежный продукт, то и это относительно бурное время вам по плечу. Многие компании сейчас с восторгом афишируют, что попали в список государственной поддержки. На самом деле, попадание в этот список «слабых» – обидный факт. По сути, власти публично заявили: «Сами вы, парни, ничего не стоите, и без государственной подачки не выживете». А бизнес, построенный на совести, энергии и интеллекте, живет и растет.

Что может служить критерием адекватности стратегии?

Потенциал будущей прибыли. Предложение должно быть направлено в растущий потребительский или клиентский сегмент. Причем, потребность необходимо удовлетворять предложением с высокой или хотя бы средней наценкой. Я не очень верю в перспективу стратегии, рассчитанной на продажу товара с минимальной наценкой. Скорее всего, там и польза минимальная, а потому долго работать такая стратегия не сможет.

Приведите пару примеров успешной и ошибочной практики компаний в стратегическом планировании?

Меня искренне радует компания SPLAT, которая даже на фоне кризиса выводит массу новых продуктов. Например, зубную пасту без цвета, вкуса и запаха. И это лишь добавление к широкому ассортименту: паста с перцем, паста для мужчин с добавлением угля из Карибской березы, ионная зубная щетка... В ситуации, когда многие опустили руки, головы и все остальное, они продолжают предлагать все новые и новые продукты. Из досадных примеров — большая компания, оказавшаяся на уровне технического дефолта. Несмотря на канон, что нельзя иметь один источник заемных средств, они работали с одним банком. В один «прекрасный» момент у банка отозвали лицензию, и компания попала в серию кассовых разрывов, неплатежей и остановки деятельности. Ситуация, мягко говоря, дурацкая.

В то же время, есть и промежуточная стадия. Сегодня ряд компаний себя прекрасно чувствуют. Но при этом они настолько напряжены и напуганы, что не делают ничего для того, чтобы занять большую долю рынка. В оцепенении они отказываются от выхода в новые регионы и от поглощения весьма привлекательных игроков, которые сейчас стали более чем доступны по цене. Это иррационально.

Почему происходят такие «дурацкие ситуации», когда человек попадает в ловушку, не соблюдая простых очевидных правил?

Все не так уж и просто. В общем и целом все вроде бы все понимают, но когда приступают к делу, это понимание не всегда срабатывает. Плюс ко всему, типичная для российского бизнеса особенность — высокомерное отношение к информации. И цена забетонированных ушей и залепленных глаз топ-менеджмента бывает очень высока.

Есть ли еще какие-то национальные особенности бизнеса?

Наверное, это неприятие обратной связи. Вроде бы простая идея: узнать с какой эффективностью работает отраслевой мировой лидер по отношению к вам. А сколько наших бизнесменов знают этот показатель?

Признать, что твой бизнес работает в 10 раз хуже компании где-то в Новой Зеландии – сильный и очень человечный шаг. Еще большего уважения заслуживает понимание и применение тех принципов, за счет которых лидеры отрасли работают так эффективно.

Россия – страна большая, и в каждом регионе есть своя специфика. Существенно ли будет отличаться стратегическое управление компаний из разных регионов?

Да, Россия — не Бельгия и не Голландия, а Краснодарский край и Екатеринбург — это, как говорится, «две большие разницы». В то же время, экономический спад — это повод снижать издержки, вне зависимости от того, где находится ваш бизнес — в Краснодаре, в Екатеринбурге или в Голландии. Особенности скорее заключаются в персонале, в людях. Мне глубоко симпатичны сибиряки и уральцы. Настоящие трудяги, без доли напыщенности, суррогата или пафоса. Но, с другой стороны, им свойственна сниженная рыночная агрессивность, они могут сидеть в своем Челябинске 30 лет и не думать о дальнейшей экспансии.

Каковы вообще базовые ограничители развития компании?

Личность первых лиц компании. От этого зависит практически все.

Какая стратегия в выигрыше сегодня: краткосрочная или долгосрочная?

Формулировка «краткосрочная стратегия» абсурдна. Сама суть стратегического управления — обеспечить долгосрочную эффективность. Предположить, что стратегия в короткие сроки изменится на 180 градусов, я не готов. Это означает только одно — ее просто не было. Это был мираж, сон, но не стратегия. Например, на рынке стоматологии самое главное — высокопрофессиональные врачи, качественные материалы и инструменты, и именно в это надо вкладываться. Самая буйная фантазия тут вряд ли что-то изменит. У людей по-прежнему будет максимум 32 зуба, желание лечиться у высококлассных специалистов, которые работают с качественными материалами и инструментами. Если стратегия грамотна и адекватна, она будет эффективна в любое время.

Источник - Журнал National Business, Июнь 2009 

Оцените статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)