В кризисные времена работника могут уволить по любой, даже самой нелепой, причине. Что делать, если работодатель говорит: «В ваших услугах мы больше не нуждаемся»?

Корпоративная культура и социальные сети – две вещи несовместные

В кризисные времена работника могут уволить по любой, даже самой нелепой, причине. Что делать, если работодатель говорит: «В ваших услугах мы больше не нуждаемся»?

Некоторое время назад на You-Tube был выложен ролик. Содержание — так себе. Ну расслабилась русская девушка за границей, выпила лишнего и поскандалила с менеджером отеля. Банальное, прямо скажем, содержание. А вот продолжение — весьма пикантное. Героиню ролика, сотрудницу компании, работающей в сфере IT-технологий, по возвращении на родину уволили. Нарушение корпоративной этики, дискредитация лица фирмы — примерно так выглядели аргументы руководителя, узревшего видеотворение в Сети.

Зато с героями других увольнений, засветившимися в LiveJournal, все предельно ясно: «Выпал из окна курилки второй раз за месяц». «Был замечен в женском туалете. От избытка чувств сказать что-либо в свое оправдание не смог». «Неожиданно выпрыгнув из шкафа, напугал деловых партнеров фирмы». «Подложил на стул своего коллеги канцелярскую кнопку, и сам же сел на неё, показав тем самым низкий умственный уровень, не соответствующий занимаемой должности». «Прямо на рабочем месте курил какую-то гадость. Глупо смеясь, отказался написать объяснительную, мотивируя это тем, что не может взять в руки лист бумаги, так как руки не его». Все это реальные выдержки из приказов об увольнении. С одной стороны, смешно, с другой — не особенно. Потому что никогда не знаешь, за что зацепится работодатель. Практически любой из нас может быть уволен без видимых причин или же по причинам самым нелепым. Например, из-за трудового рвения, как в случае с офис-менеджером транспортной компании, основной задачей которого была оптимизация работы того самого офиса. Ему действительно удалось большинство процессов довести практически до автоматизма. Реакция руководства: «Вы сделали работу офиса настолько отлаженной, что в вас мы больше не нуждаемся».

Самый распространенный в России способ увольнения — по собственному желанию (или по соглашению сторон). Но, как правило, увольнение имеет причины, весьма далекие от свободного волеизъявления. А вот доказать, что заявление об уходе написано под давлением, практически невозможно. «Уволиться меня буквально заставили, — рассказывает Ирина, бывший директор по маркетингу. — Все из-за того, что шеф видел во мне потенциального конкурента, и мне предложили уйти по соглашению или же пригрозили уволить по статье. На попытки выяснить, по какой, получила ответ: повесим на тебя нарушение корпоративных интересов, а свидетели подтвердят, что ты сливала информацию конкурентам, и даже назовут дату и место вашей встречи. И ведь реально могут, ничего потом не докажешь».

Истории, с которыми люди обратились за помощью к юристам, — своего рода эпиграф к одному из самых топовых вопросов наших дней: что делать, когда угроза увольнения реальна? Любой юрист даст простой ответ: минимизировать неизбежные потери. «Во-первых, не стоит подписывать никаких документов, — утверждает заместитель председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический партнер» Владислав Капканов. — Это позволит в дальнейшем избежать фальсификаций». Невзирая на то что подобные манипуляции являются уголовно наказуемыми, подложные документы, липовые акты и подделанные служебные записки при увольнении сотрудника идут в зачет чаще, чем мы думаем. Чтобы не возникло искусственно созданных оснований для увольнения, нужно постараться протоколировать все действия — такой совет тоже обязательно дадут живущему под угрозой увольнения. Например, на те же отгулы необходимо просить письменного разрешения. Устная же договоренность даже с самым лояльным начальством при определенных обстоятельствах может превратиться в прогул. По большому счету к юристу нужно отправляться уже тогда, когда стул под вами едва качнулся. «Мы даем действенные советы, — продолжает Владислав Капканов, — которые реально работают. Человек, уходя от нас, подготовлен, он знает, как поступать дальше. Ведь очень важно понимать объем своих прав, порядок их реализации и обязанности работодателя перед работником». А еще знать, что руководство вправе от тебя потребовать, а чего нет.

Для наглядности совсем свежий факт: главный бухгалтер крупной компании была вынуждена уволиться из-за отказа пройти медосмотр. О медицинской комиссии сотрудникам сообщили официально. И даже повод у руководства имелся: опасаясь сокращений, сразу несколько сотрудниц компании за короткий срок ушли в декретный отпуск. Обязательство не рожать с женщин не возьмешь, а вот выявить дам в положении, объявив всеобщую диспансеризацию, можно. Некоторые работодатели по «детскому вопросу» пытаются договориться еще на берегу. «После пяти лет работы мне предложили кроме трудового контракта подписать отдельную бумагу, — рассказывает Алена, ожидающая собеседования в кадровом агентстве. — Подписав, я обязывалась не заводить детей в течение трех лет. В случае отказа — сокращение. Дело в том, что мои обязанности были связаны с заграничными командировками, которые, так мне объяснили, планируются заранее, деньги на них заложены в бюджет, и никаких сбоев быть не должно».

Ну а если увольнение произошло? Тут у каждого свой путь. Один из вариантов — отправиться с жалобой в Государственную инспекцию труда. Ее выводы в суде, безусловно, могут сыграть существенную роль, а указания (выплатить, восстановить) имеют силу закона.

Еще один, назовем его радикальный, путь — сразу обращаться в суд. Тем более что на подачу жалобы после увольнения законом отводится месяц, рассмотрение в суде, как правило, длится раза в 2-—3 дольше (это при удачном раскладе). Кстати, количество дел, завершившихся в пользу уволенного, весьма высоко, — до 80%. Но случаются и сбои. Причем на уровне трагифарса, как, например, в истории бывшего и одновременно нынешнего директора ФГУП «Центр «Реставрация». «Работодатель в одностороннем порядке без аттестационной комиссии издал распоряжение о досрочном прекращении контракта с руководителем центра. Суд признал увольнение недействительным, но и в должности человека не восстановил. Далее кассационная жалоба, новое рассмотрение. В результате сотруднику выплачивается зарплата за 9 месяцев. На работу он не ходит, так как считается уволенным, но и на другую устроиться не может, потому что числится на прежней, — рассказала адвокат коллегии адвокатов «Профессионал» Илона Терещенко. — По ходу судебного разбирательства на бывшего сотрудника могут и долги фирмы повесить, и полмиллиона за моральный ущерб затребовать. Это, к слову, два конкретных факта из судебной практики последних лет».

Далеко не все способны отстаивать свои права, считает коммерческий директор международного кадрового центра «Фаворит» Елена Максимова. «На собеседование к нам пришла женщина — юрист по профессии. Начали выяснять истинные причины увольнения. Оказалось, на ее предприятии полгода не платили зарплату. И полгода человек молчал — ситуация для юриста просто курьезная. К сожалению, немногие могут здраво оценить ситуацию, предшествующую увольнению, и предпринять какие-то шаги. Иногда, например, люди соглашаются уйти без компенсации, только для того, чтобы в трудовой книжке была сделана нормальная запись». От общего числа уволенных процент готовых судиться, увы, очень мал. Тем не менее с наступлением кризиса количество обращений в юридические консультации по трудовым спорам увеличилось многократно. Только в фирму «Вашъ юридический партнер» ежемесячно приходят более 70 человек, в три раза больше обычного. И если работник, как правило, обращается по поводу незаконного увольнения, то работодатель — по вопросу увольнения с наименьшими для себя потерями.

Необходимость проводить массовые сокращения заставляет искать наименее затратные варианты расставания с сотрудниками. Консультация на тему «Как уволить грамотно» пользуется нынче особым спросом. Самый радикальный способ — ликвидация предприятия. Наиболее удобный — сокращение штата. Самый лояльный — долгосрочный неоплачиваемый отпуск либо вывод сотрудника за штат на договор. Но зачастую руководители, особенно в крупных компаниях, не особо задумываются о столь тонкой материи, как расставание по-хорошему. В свою очередь, сотрудник, ушедший с работы с обидой, может серьезно подпортить имидж компании на рынке труда. Например, выложить информацию на одном из специальных сайтов, в частности Black Job. Открыв один из черных списков, читаем о неплатежеспособности фирмы, о неоплачиваемых сверхурочных, о тотальной слежке за сотрудниками вплоть до мест общего пользования, о способах «развода» на деньги, о директоре-самодуре… Помимо вполне объяснимых эмоций на подобных сайтах полно конкретики: фамилии, адреса, даты, факты. Иными словами, если хотите узнать о компании всю правду, расспросите о ней уволившегося сотрудника.

И последнее. Если вы надумаете разместить свое объявление на сайте для свингеров, если, работая охранником, позволите посетительнице прокатиться на конвейерной ленте через рентген-аппарат, если вдруг осмелитесь переключить радио на другую программу, наконец, если будете мыть свою чашку в офисном аквариуме, знайте: вы под прицелом! В этом мире уже есть реальные люди, уволенные за подобные проделки.

16.01.2010

Источник НОВАЯ ГАЗЕТА

 

Оцените статью: 
Голосов пока нет